Удался Гомиашвили образ Бендера, возможно, потому, что актер в юности сам был склонен к аферам. Примечательно, что со стульями. Как уже ранее писала "РГ" , в 1943 году, когда молодой актер устроился в один из первых своих театров - Тбилисский театр русской драмы им. Грибоедова, зарплаты ему явно не хватало. И тогда вместе с находчивым другом Арчил решил подзаработать. Причем, довольно оригинальным способом. Ночью они с напарником пробрались в театр, где работали , и срезали со всех кресел кожу. Позже продали ее местному сапожнику. Приятелей арестовали. Арчил получил два года в исправительном лагере под Тбилиси.
Бендера в советском и российском кино играли Игорь Горбачев, Сергей Юрский, Андрей Миронов, Николай Фоменко, Олег Меньшиков, певец Сергей Крылов. Но, несмотря на такое число актеров, экранизировали бессмертные произведения Ильфа и Петрова у нас всего 7 раз. А вот зарубежные кинематографисты были более благосклонны к великому комбинатору.
"РГ" решила проанализировать, чем наш Бендер отличается от зарубежного.
Внешность великого комбинатора у Ильфа и Петрова описана так: "Молодой человек лет двадцати восьми был в зеленом, узком в талию, костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинового цвета. Носков под штибелетами не было". Также говорится, что это высокий, атлетического телосложения мужчина с смуглой кожей , иссиня-черными волосами и голубыми глазами. Одним словом, писанный красавец. Больше всего среди отечественных актеров этому описанию соответствуют Андрей Миронов и Арчил Гомиашвили.
Хотя, когда эти замечательные актеры играли Бендера им было далеко не 28. Андрею Миронову в экранизации Марка Захарова было 35 лет. А "роль 28-летнего Остапа я сыграл, когда мне уже исполнилось 44 года, но меня эта разница не смущала, я чувствовал себя молодым!”- говорил Арчил Гомиашвили.
Кстати, Гомиашвили стал Бендером совершенно случайно. Режиссер Леонид Гайдай был человеком суеверным и нерешительным. Он искал актера на роль Бендера не один месяц и по всему Союзу. На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-Бея Гайдай перепробовал аж 22 артистов. Перечень претендентов выглядел так: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко... Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал сыграть Бендера. Гайдай сначала собирался утвердить Козакова, но вскоре позвонил и извинился перед ним - мол, решил взять Белявского. Но в первый же день съемок с Александром Белявским не разбилась тарелка "на счастье". "Не пойдет! Фарта не будет!" - покачал головой суеверный Гайдай. Так и вышло: Белявский на фоне Сергея Филиппова в образе Кисы Воробьянинова смотрелся "неавторитетно". Режиссер остановил съемки и срочно вызвал Владимира Высоцкого. Но тарелка снова не разбилась. И тут кто-то рассказал режиссеру, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле "Золотой теленок" малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.
Режиссер срочно вызвал его в Москву. Правда , в Госкино возмущались: что, мол, нет русских актеров? Почему Бендера должен играть грузин? "Так ведь папа у Остапа турецко-подданный. А почему маме не быть грузинкой?" - невозмутимо отвечал режиссер, увидевший в Гомиашвили "романтичную наглость" Бендера, чего ему не хватало в других актерах.
Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его героя озвучил Юрий Саранцев. Это надолго поссорило актера и режиссера. Они несколько лет даже не разговаривали.
Зато Марк Захаров уже на стадии сценария знал, что его Бендером будет "забракованный" Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым - Анатолий Папанов, который также пробовался в "Двенадцати стульях" Гайдая, но чем-то его не устроил.
Темноглазый и темноволосый любимец дам Олег Меньшиков сыграл Бендера в восьмисерийном сериале Ульяны Шилкиной " Золотой теленок" в 2006 году, когда актеру было 46 лет. Критика и коллеги раскритиковали сериал в пух и прах. "Золотой теленок" я смотреть начала, но не стала, потому что не испытываю симпатии к исполнителю роли Бендера,- высказала свое мнение режиссер Татьяна Лиознова. - Это худший из всех Остапов! Новый Бендер слабосильный и какой-то женственный, словно лишенный мужского начала. Сильнее всех Арчил Гомиашвили, показавший героя, который при своем хамстве и наглости был очень обаятельным…"
"В "Золотом теленке"аморфное и замедленное действие,- согласен с Лиозновой и Марк Захаров.- У Андрея Миронова, Юрского и даже у Гомиашвили была целеустремленность и энергия, которой мне недостает в Меньшикове. Он актер интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остается только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте".
Единственный из исполнителей в экранизациях романа "Двенадцать стульев" , отвечающий авторской характеристике: "28 лет" (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные) , "с военной выправкой" , был американский актер Фрэнк Ланджелла ( российские зрители впоследствии могли видеть этого симпатичного актера в таких фильмах, как "Космические яйца","Дракула мертвый и довольный").
Американский Остап - молодой, обаятельный, черными, как смоль, волосами, имеющий в своей внешности что-то румыно-цыганское (как, собственно, зачастую и представляют себе славян некоторые западные кинематографисты). Он -самонадеянный и, нахально ввязываясь в авантюры , держит безвольного Кису Воробьянинова в ежовых рукавицах. Экранизация была рассчитана на американского зрителя, поэтому сюжет очень упрощен, но Фрэнк все же постарался сыграть русского авантюриста. Конечно, до наших актеров он не дотянулся, но играл натурально.
Помогал постичь загадочную русскую душу режиссер Мэл Брукс, автор множества популярных кинопародий, который имел русские корни.
Так, в 1969 году итальянские режиссеры Никола Гесснер ( Nicolas Gessner) и Лучано Лучинани (Luciano Lucignani) сняли фильм "Один из тринадцати" (почему - то в иностранных интерпретациях романов Ильфа и Петрова фигурируют обычно не 12, а 13 стульев). Остапа в этой комедии сыграла красавица Шарон Тейт. Это был последний фильм, где снялась американская актриса и модель, жена режиссера Романа Поланского. В том же 1969 году актриса, находясь на последнем месяце беременности, была зверски убита вместе со своими друзьями в собственном доме в Лос-Анджелесе.
После чудовищной гибели актрисы, фильмы с ее участием были очень популярны за рубежом. В итальянской ленте она хоть и изображает девушку-авантюристку, но ее роль здесь не главная.
Главный же персонаж - Марио Беретти (актер Витторио Гассман)- парикмахер, эмигрировавший в Нью-Йорк. Однажды он получает извещение о смерти своей тети, живущей в Англии, которая объявила его своим единственным наследником. Марио отправляется в Великобританию, и узнает, что его наследство состоит из тринадцати антикварных стульев. От досады, что потратился на дорогу, он продает их и покрывает свои расходы. Но тут узнает, что внутри одного из стульев находится состояние. Он пытается выкупить стулья, но неудачно. Тут -то и появляется прекрасный Остап в мини-юбке. Обворожительная торговка антиквариатом Пат помогает парикмахеру найти стулья . Но стул с деньгами все-таки отправляется в детский дом. Марио возвращается в Нью-Йорк на корабле, Пат машет ему на прощание.
Бразильский режиссер Франц Эйхорн. 1957 году снял фильм "13 стульев", в котором сделал Остапа Бендера... девушкой - танцовщицей варьете.
Здесь тоже присутствует парикмахер , но по имени Бонифацио Боавентура, который едет в Рио-де-Жанейро, чтобы вступить в владение особняком, который покойная тетушка оставила ему в наследство. Но особняк отошел на благотворительные цели, а Бонифацио получает только тринадцать старых стульев. Раздосадованный, он тут же сдает их на комиссию в магазин напротив. Ночью Бонифацио находит записку от покойной тетушки, где та сообщает, что зашила в один из стульев миллион. Но магазин все стулья уже продал. Бонифацио бросается на поиски стульев, в этом ему помогает очаровательная предприимчивая девушка по имени Ивона, с которой он познакомился в дороге, когда ехал в Рио...
Самой классической экранизацией Ильфа и Петрова считается "Золотой теленок" Михаила Швейцера. Хотя, решение режиссера, поставившего ряд проблемных картин, взяться за экранизацию сатирического романа было неожиданным. "О чем, о ком я ставлю фильм?" - задавался вопросом сам Михаил Швейцер. И отвечал: - "Да о себе, о своей жизни, вот в чем дело!.. О себе - каким бы я хотел или не хотел быть. И вообще, все мы делаем картины о себе, и это и есть, сказать по совести, полная формула творческого замысла кинорежиссера. А на каком материале - по книге, по оригинальному сценарию, по автобиографии, по разным связям собственной жизни с привлекаемой литературой - это труднораспознаваемый предмет, его сразу не схватишь, вот в чем дело!.." Тем не менее все сюжетные перипетии романа у Швейцера присутствуют.
Михаил Швейцер очень волновался перед съемками фильма и разрабатывал сценарий около трех лет. В одном из своих интервью он рассказывал: "Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным, обаятельным героем - может быть, сочувствуя ему, может быть, желая удачи, - пройдет крестный путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую!”
Леонид Гайдай в своих "12 стульях" тоже не слишком отходил от первоисточника. А вот о работе коллеги Марка Захарова отзывался крайне неодобрительно. Как вспоминал впоследствии Арчил Гомиашвили как - то Гайдай позвонил ему и сказал: "Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление".
"Что такое?"- не понял актер. "Двенадцать стульев", снятые Марком Захаровым".
Зато зарубежные режиссеры позволили себе на основе двух великих романов очень много вольностей. Как уже отмечалось выше, главным персонажем ( прототипом Кисы Воробьянинова) обычно был у них парикмахер ( а не предводитель дворянства и работник ЗАГСа). И действие обычно было приближено к той эпохе, когда снимался фильм.
Так,например , оригинальный сюжет в 1945 году придумал американский режиссер Ричард Уоллес. В его картине эксцентричный миллионер Фредерик Трумбл составляет новое завещание, и прячет большую часть своего наследства -12 миллионов долларов- в одном из пяти стульев. Через несколько минут миллионера убивают. Объявившийся наследник - Фред Флугл - блошиный дрессировщик - берет огромные кредиты, снимает комнаты в лучшем отеле. Но оказывается, что все наследство состоит из 5 старых стульев, и раздосадованный Флугл продает их, после чего узнает их тайну. В придачу ко всему, его обвиняют в убийстве, так как полиция решает, что кроме наследника смерть миллионера никому не выгодна. Впрочем, все заканчивается хорошо.
Фильм "Мой дедушка и 13 стульев" австрийского режиссера Гельмута Лохнера ( 1997 год) рассказывает о юной чернокожей Саманте, которая получает известие о том, что ее тетя Каролина недавно умерла и оставила ей все свое состояние. Тетя жила в Кернфельде, и Саманта должна туда ехать. С ней едет ее любимый дедушка. В Кернфельде дед с внучкой находят пустой тетин дом, который, как выяснилось, она снимала, и там одинокие 13 стульев, которые, собственно и составляют наследство. А дальше все классически: дед и внучка сдают стулья на аукцион, потом находят записку от тети, что она вшила в один из стульев деньги, бросаются обратно за стульями, но они все проданы, и начинается погоня за стульями. Одну из главных ролей тут играет Тобиас Моретти, знакомый отечественным зрителям по сериалу "Комиссар Рекс".
Довольно необычно подошла к экранизации в 2004 году романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" немецкий режиссер Ульрике Оттингер.
"В 2001 году, снимая фильм "Юго-Восточный путь", я путешествовала по Европе в поисках белых точек, местностей, мало освещенных журналистами,- рассказывала режиссер.- Из Берлина я поехала через Польшу, Чешскую республику, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, прежде чем достичь конечной цели моего путешествия - Одессы. Во время поездки я изучала романы, рассказы и поэзию этих стран. Тут я наткнулась на один очень интригующий роман, "Двенадцать стульев", написанный одесскими писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Напечатанный в конце двадцатых годов, роман является один из самых забавных описаний бурных условий послереволюционного периода в России. Сегодня он все еще современен и может быть взят, как аллегория текущего состояния прежнего Советского Союза".