Новости

24.03.2014 11:30
Рубрика: Экономика

Крым стимулирует экономику России

Крым открывает новые возможности для экономического развития всего российского Причерноморья. И у нашей экономики может появиться еще один стимулятор роста, прогнозирует эксперт "РГ", советник Института современного развития Никита Масленников.

Произойдет это, понятно, не вдруг. И придется потрудиться.

Как добиться максимального эффекта, не расходуя впустую время и силы, поднимутся ли цены после перехода Крыма на рубль и каковы перспективы у нашей валюты? Обо всем этом - в интервью с Никитой Масленниковым.

Никита Иванович, каких перемен в экономике нам стоит ждать?

Масленников: Говорить сейчас о плюсах и минусах в каком-либо количественном выражении было бы большим лукавством. У ряда экспертов есть предположения, что два новых субъекта Федерации за счет всплеска госрасходов и тому подобное могут добавить росту ВВП 0,2%. Но, все это - очень приблизительно.

Динамика-2014 будет определяться общей макроэкономической ситуацией, а она пока вовсе не благостная и без учета "крымского фактора".

На мой взгляд, стратегический плюс в том, что Крым становится своего рода универсальным индикатором эффективности/неэффективности всех шагов по переходу к новой российской экономической модели.

Будет на полуострове меняться положение в хозяйстве и социальной сфере в лучшую сторону, значит и с общим курсом не ошиблись. Нет - следовательно, нужно делать выводы и корректировать решения.

Для кого-то это, как раз, минус, так как российскими реформами, хотя бы в экономике, придется заниматься отнюдь не на словах. Например, тем же повышением отдачи от госрасходов и крупных инвестпроектов, настройкой межбюджетных отношений, реанимацией стимулирующей функции налоговой системы и тому подобное.

А санкции?

Масленников: Да, этот минус, что называется "здесь и сейчас". И связан он с нервозностью ожиданий возможного  третьего "эшелона" санкций. Деньги на внешних рынках уже дорожают и для ряда корпоративных структур - это чувствительный вопрос.

Способы "притушения" всех этих минусов, впрочем, понятны.

На уровне страны это - последовательное и четкое исполнение задач переходного периода по встраиванию Крыма в экономическую и правовую системы РФ. И сделать это надо так, чтобы не породить разочарований.

В международном же контексте неопределенность можно снять только диалогом всех заинтересованных сторон, смысл которого - подведение черты под целой исторической эпохой от Косово до Крыма с соответствующими выводами для международного права.

Примерно сколько дополнительных расходов ляжет на российский бюджет?

Масленников: Вы, абсолютно правы, пока только примерно. На покрытие дефицита бюджетов Крыма и Севастополя - 55 млрд. рублей. На выравнивание пенсий до среднероссийского уровня (оценку, естественно, предстоит многократно уточнять) - около 70-80 млрд. рублей. Хотя это - из бюджета Пенсионного фонда РФ, но все равно от одного "пирога".

Кроме  того, расходы на выравнивание социальных пособий и зарплат 200 тысяч бюджетников - они до конца еще не посчитаны.

Добавим к этому необходимые в текущем году инвестиции для восстановления транспортной и рекреационной инфраструктуры, налаживание альтернативных путей энерго- и водоснабжения, идущих не по территории Украины. Это еще десятки миллиардов рублей.

Конечно, не все только из бюджета. Будут и частные инвестиции. Но, под них нередко тоже требуются госгрантии. И пусть это не "живые", а гипотетические деньги будущих периодов, все равно речь идет о дополнительном обременении федерального бюджета.

Поэтому не исключено, что общие затраты госсредств на Крым в текущем году могут достичь и 150 млрд. рублей, и даже больше.

Придется ужиматься?

Масленников: Вопрос, как говорится, открытый. В принципе, в бюджет заложен резерв из так называемых нераспределенных доходов в 243 млрд. рублей. С учетом налогового потенциала Крыма, если все доходы на переходный период оставить в республике и добиться перерегистрации в качестве самостоятельных юридических лиц подразделений компаний, которые, хотя и находятся на ее территории, но имеют центры прибыли за ее пределами, источников должно хватить.

То есть бюджет выдержит, но без профицита?

Масленников: Что касается профицита бюджета РФ в 2014 году, то все будет зависеть от курса рубля и цены нефти. При снижении среднегодового  курса к доллару на один рубль чистый бюджетный прирост - где-то около 170 млрд. рублей. Он уже сейчас не менее 300 млрд. рублей.

Плановый дефицит-2014 в 0,5% ВВП это еще не закрывает полностью, но сильно к тому приблизилось. Конечно, есть и оборотная сторона. Из-за ускорения инфляции придется тратить потом больше (в реальном выражении расходы-то сокращаются). Но это уже искусство финансового управления, какими и когда допущениями по ослаблению курса пользоваться.

Какие расходы можно будет сократить безболезненно для населения страны?

Масленников: На мой взгляд, никакие сокращения безболезненными быть уже не могут. Конструкция бюджета довольно жесткая. Поэтому принципиальны две "вещи". Во-первых, не увеличивать госрасходы, делая ставку на повышение их эффективности. И, во-вторых, внимательно смотреть на другие источники, включая в том числе и сдвиг во времени ряда решений по финансированию крупных инвестпроектов из Фонда национального благосостояния.

Но и Крым не "с пустыми руками" пришел. Так что бюджет будет не только тратить, но и получать.

Масленников: По уровню социально-экономического развития Крым в сравнении с другими российскими регионами располагается примерно между Калмыкией и Чечней. Потенциальный вклад в бюджет РФ может быть сопоставим с ними.

Но, мне думается, по меньшей мере, в этом году рассуждения на эту тему - чистая теория. Ближайшая задача, может быть с использованием специальных налоговых режимов, выйти на финансовую самодостаточность. Цель понятна - создать условия к тому, чтобы через несколько лет вывести Республику Крым и Севастополь на бюджетный профицит.

Какой бизнес в Крыму кроме туристического будет эффективнее всего сегодня. И несколько лет спустя?

Масленников: В составе Украины регион много лет развивался явно по остаточному принципу. В результате даже очевидный туристическо-рекреационный профиль основательно поиздержался и поистрепался. Поэтому о новых бизнесах сию минуту говорить сложно.

Хотя определенный потенциал есть у агросектора в целом и особенно у виноделия. По оценкам, площадь виноградников может быть расширена вчетверо. По-прежнему интересна добыча газа на шельфе. И, хотя она пока и составляет всего 0,4% от объемов одного лишь "Газпрома", проекты перспективны и с точки зрения обретаемого опыта, и, может быть, для создания со временем на их базе общероссийского образовательно-исследовательского центра в сфере соответствующих компетенций.

Мне представляется сейчас крайне важно формировать общие условия развития бизнеса: переход на общероссийскую валюту, включение крымских финансовых институтов в банковскую систему РФ, создание единого налогового пространства, перерегистрирование юрлиц по российскому праву с одновременным анализом их экономического потенциала, приведение в соответствие с российскими нормами кадастров земли и объектов недвижимости и т.п.

Поэтому, строго говоря, перспективы новых бизнесов, их сфер и направлений в Крыму должны вырасти из начавшегося переходного периода. Конкретика все-таки производна от комфортности бизнес-среды, доверия и далеко не в последнюю очередь от социальной обеспеченности людей.

Возможно ли удержать цены на продовольствие и помтовары для населения после перехода Крыма на рубль параллельно с гривной - и на полуострове, и в России. Даст ли Крым нам дополнительный толчок инфляции?

Масленников: Последние несколько лет инфляция в Украине была ниже, чем в РФ. И это следует учитывать при переходе на новую валюту, с точки зрения реакции людей. Российских пенсий и зарплат не может быть без российских цен. Кроме того, следует иметь в виду и уже заявленные намерения властей в Киеве вчетверо повысить тарифы на газ и электроэнергию, всемеро - на водоснабжение.
Будь такое решение принято, потери населения придется компенсировать, но коммунальная инфляция все равно усилится через какое-то время по истечению срока действия административных мер.
Вместе с тем, российское законодательство не исключает установление потолков цен на отдельные социально значимые продукты питания и промтовары. В качестве крайней меры можно пойти и на это. Но, речь в таком раскладе может идти лишь о нескольких неделях. Гораздо продуктивнее увеличивать товарное предложение. Возможность для этого есть.

Как Крым может подтолкнуть общероссийский рост цен? Да, пожалуй, пока никак. Движущие силы инфляции в экономике РФ с этим фактором напрямую не связаны. Скорее, это будет лишним стимулом к ужесточению в целом антиинфляционной политики.

После присоединения Крыма рубль несколько дней укреплялся. Стоит ли ожидать и дальнейшего падения курсов доллара и евро? Насколько эти валюты могу опуститься к лету?

Масленников: Действительно, с начала недели (с 17 марта) рубль отыгрывал позиции, но 21 марта - опять отступил. Полагаю, что таких краткосрочных колебательных волн, впереди будет еще немало. Конкретный прогноз к определенной дате всегда условен.

Очень многое будет зависеть от состояния счета текущих операций платежного баланса, что, в свою очередь, будет определяться внешнеторговым сальдо и оттоком капитала.

Здесь пока все не слишком здорово: оглушительный рост торгового баланса никак не просматривается, чистый отток капитала по первому кварталу может составить до $65 млрд. Плюс к тому общеэкономическая динамика неутешительна - на грани стагнации и рецессии. Так что фундаментальный тренд пока на ослабление рубля.

Если не будет экономических санкций, то среднегодовой курс может составить 37-38 рублей за доллар США, который будет поддерживать политика ФРС (сокращение покупок государственных и ипотечных облигаций). Евро, поскольку в целом переоценен, будет понемногу отступать от отметки в 50 рублей.

Итак, подведем итоги. По всей видимости, по Крыму надо будет принимать специальную госпрограмму. Что бы Вы написали в ней первыми пунктами?

Масленников: Прежде всего, надо пройти переходный период до 1 января 2015 года. Очень многое прояснится, в том числе и с содержанием такой госпрограммы. На мой взгляд, стоило бы взглянуть на суть дела несколько шире.

Не обособлять Крым чисто экономически, зацикливаясь только на текущем моменте, а рассматривать его потенциал как слагаемое возможной "территории опережающего развития", которая включала бы в себя все российское Причерноморье.

При таком подходе может получиться вполне добротный триггер не только регионального, но и общеэкономического роста.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке