ФАС выяснит, почему в магазинах дорожает молоко

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовится проверить торговые сети крупных городов в связи с ростом цен на молочную продукцию. Об этом "РГ" сообщили в самом ведомстве. Однако эксперты считают, что стремительный рост цен на молочку вызван больше производственными факторами, нежели наценкой.

"ФАС России готовит запросы в торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга, а также крупных областных центров в связи с ростом цен на молочную продукцию", - сообщили "РГ" в антимонопольной службе. В ведомстве указывают, что подобные проверки проводятся, если "в регионе рост цен на какую-либо продукцию значительно превышает среднюю величину по стране, а также при поступлении заявлений и жалоб юридических и физических лиц".

С начала 2013 года ФАС возбудила 83 дела в сфере нарушений антимонопольного законодательства в агропромышленном комплексе. "Эти дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию, экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен, с действиями органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с недобросовестной конкуренцией", - пояснили сотрудники службы. Такие подозрения есть и сейчас.

Обеспокоенность ФАС можно понять. Молочные продукты стали одним из лидеров по росту цен в России с начала года. По последним данным Росстата, молоко с начала года подорожало почти на 5 процентов. Вся остальная молочная группа - творог, сметана, сливочное масло, сыры - на столько же.

"Тот рост цен, который происходит, это, к сожалению, объективный рост, о котором мы давно предупреждали", - говорит председатель правления "Союзмолоко" Андрей Даниленко. В 2013 году началось устойчивое сокращение поголовья молочного скота и производства сырого молока, рассказывает он. В этом году негативная тенденция продолжается. Переработчики испытывают дефицит сырья и борются за него, повышая цены.

Одной из главных причин такого положения дел в отрасли называют затягивание выплат субсидий для сельхозпроизводителей. В том числе и молочников. "Это делает себестоимость производства молока существенно выше. В свою очередь, сырье и для переработчиков становится все дороже. Естественно, они вынуждены ставить жесткие условия перед магазинами. Поставлять товар дешевле они просто не могут", - рассказывает собеседник "РГ".

Даниленко указывает, что многие производители начинают сокращать объемы выпуска. "Возникает дефицит. Дефицит приводит к росту цен. Но даже этот рост цены не обеспечивает производителя молока достаточной прибылью для выживания. Без субсидий даже в нынешней ситуации себестоимость слишком высокая", - говорят в ассоциации.

В ФАС, кстати, с ситуацией, судя по всему, знакомы. Там обещают проверить и распределение субсидий молочникам. "В регионах планируется провести исследование по распределению субсидий производителям товарного молока, в том числе на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, после чего в случае необходимости ФАС разработает предложения по внесению изменений в постановление правительства России, на основании которого такие субсидии предоставляются", - рассказали "РГ" в ведомстве. Первый квартал этого года почти завершился, а решений по субсидиям пока нет, указывают в "Союзмолоко".

Снижение рентабельности молочников обусловлено также высокой эластичностью спроса на молочку. Потребление молока в России, до последнего времени продолжавшее постепенно расти, как минимум остановилось, говорит Даниленко. "Молочка является самым массовым товаром, который покупают в большом количестве и малообеспеченные слои населения. Мы уже видим, что если в прошлом году по инерции продолжался его рост, то в начале этого года он остановился, и даже есть некая тенденция к спаду. Это связано с ростом цен. Так что сами торговые предприятия понимают, что если они слишком взвинтят цену, то товар просто не будет продаваться", - указывает эксперт, отмечая, что в отдельных случаях перегибы цен действительно могут иметь место.

Для разных групп российских покупателей подорожание молочной продукции будет чувствоваться по-разному, отмечают эксперты. Так, подорожание сырого молока куда сильнее скажется на стоимости пакета молока, чем на цене йогурта, отмечает Даниленко.

По данным Института аграрного маркетинга, сырое молоко с февраля 2013 года по февраль 2014-го подорожало на 29 процентов. Тогда как сухое - на 16 процентов. "За год кисломолочные продукты подорожали на 15 процентов, сливочное масло - на 21 процент, молоко - на 14,5 процента", - приводит руководитель института Елена Тюрина цены производителей.

В Федеральной антимонопольной службе отмечают, что молоко - не единственная категория продуктов питания, вызывающая сейчас подозрения. Вопросы также есть к продавцам картофеля, овощей и других социально значимых продуктов.