"Мы живем в мире, переполненном товарами и услугами, за рынки сбыта идет страшная борьба, и у фирм, и у стран лозунг простой: продать или умереть", - сказал директор Института экономики РАН, академик Руслан Гринберг. И лишь на 2 процента наше экономическое будущее зависит от угрозы санкций, а на 98 процентов - от нас самих, уверен президент Промышленного союза "Новое содружество" Константин Бабкин.
Индустриальный ландшафт в России должен снова заиграть яркими красками. Подобная задача - не чисто русская, отметил Руслан Гринберг. Англо-саксонский мир с трудом выходит из кризиса, потому что в нем получил гипертрофированное развитие финансовый сектор. За последние 30 лет он из слуги реальной экономики превратился в господина. "Я противник конспирологических концепций, но все-таки считаю, что сложилась мировая финансовая номенклатура, в моем представлении абсолютно паразитическая, - сказал Гринберг. - И сегодня с ней начинается борьба, но пока правительство больше терпит поражений, чем одерживает побед".
Любой кризис - это прежде всего возможность перемен и движения вперед, напоминают организаторы Московского экономического форума, который откроется завтра в МГУ. Вчера они анонсировали журналистам темы предстоящих дискуссий. В прошлом году форум был посвящен вопросам "что происходит?" и "кто виноват?", в этом перед участниками более рискованная задача - сказать, что же делать. Для нашей страны унизительно зависеть от стоимости бочки нефти. Это и опасно, от серьезных потрясений даже самая туго набитая денежная подушка Россию спасти не сможет. Поэтому те, кто инвестирует в реальный сектор, в образование и науку, должны платить низкие налоги, получать дешевые кредиты и пользоваться поддержкой государства на внешних рынках. И ровно наоборот, если компания "паразитирует" на национальном богатстве или бюджете.
Чтобы возродить реальную экономику, устроители форума предлагают отказаться от праволиберальной рыночной модели и сделать упор на стратегическом планировании и политике новой индустриализации, основанной на государственно-частном партнерстве. Установка на то, что свободный рынок сам решит все проблемы, а значит, остается только улучшать деловой климат, уже не актуальна, считают они. Государство должно инициировать масштабные инвестиционные проекты и пригласить к участию в них бизнес.
При этом Россия должна сформулировать международную промышленную политику в рамках ЕврАзЭС, чтобы преодолеть характерную для постсоветского мира примитивизацию экономики. На этом пространстве Россия - самый сильный игрок, и именно она наиболее заинтересована в крушении барьеров для товаров, услуг и денег, полагает директор Института экономики. Евразийская интеграция по правилам свободной рыночной экономики не получится, уверен профессор, сопредседатель Московского экономического форума Александр Бузгалин. 15-20 процентов ВВП участников ЕврАзЭС должны быть зарезервированы под выполнение общих программ возрождения реального сектора. Тогда евразийский вариант интеграции будет таким же сильным, как европейский.