Новости

25.03.2014 00:07
Рубрика: Культура

И с мутным взором колдуна

В РАМТе сыграли прозу Тимура Кибирова
Очередная премьера Российского молодежного театра "Лада или Радость" очень необычна, ведь слишком редко случается так, что первая проза замечательного поэта оказывается "прочитана" театром.

Марина Брусникина, режиссер и педагог МХТ им. Чехова, известная своей приверженностью к прозе, предложила актерам РАМТа прочесть вещь, еще не вписанную ни в чей репертуар. Повесть Тимура Кибирова уже, правда, успели назвать первым прозаическим погружением поэта-постмодерниста в мир российской деревни.

Брусникина и вправду играет в "постмодернизм", когда на узком деревянном помосте, который лег поперек рамтовской сцены от задника до рампы, разделив публику на две части, актеры выступают от имени поэта Кибирова, решившегося стать прозаиком, а заодно - читают всю русскую литературу - насквозь... То и дело мы узнаем Пушкина, Тютчева, а то и самого Кибирова, Высоцкий мешается с Батюшковым, и все это - с Карамзиным и Жуковским. Русская деревня Колдуны неподалеку от Вознесенска (бывшего Скотопригоньевска), увиденная глазами деревенского пьяницы (Тарас Епифанцев), или узбека-мигранта (Алексей Блохин), спрятавшегося в подвале деревенского дома, или собаки Лады (Нелли Уварова), или добрейшей Александры Егоровны (Татьяна Матюхова), взявшей Ладу на зиму у ментовской семьи.

Смешная и правдивая история этой деревни и ее жителей приправлена дребезгами российской жизни последних 30 лет с точечными марш-бросками в историю страны и ее поэзию. Между прочим, автор, голос которого то и дело представляет каждый из актеров, замечает, что вряд ли блоковское четверостишие ("Русь, опоясана реками/ И дебрями окружена, / С болотами и журавлями, / И с мутным взором колдуна") имеет отношение к Колдунам.

По ходу повествования, свободного в игре и композиции, мы узнаем, что дворовая и молодая собака Лада - это не только радость, но и любовь, и что в собачьей любви, как ни покажется кому-то кощунственным, скрывается явный образ той самой любви, о которой говорит бог. Той беззаветной любви, что позволяет отдать жизнь за други своя, когда волки вдруг кинутся голодной стаей на Егоровну. И потом испытать радость, когда жизнь собаки окажется спасена благодаря состраданию фельдшера и преданности людей.

Пьяные и жестокие, слабые и стойкие жители Колдунов тянут себя вверх, из собственной гиблой жизни, из своего позора, из ненависти, они взлетают то и дело на деревянную горку (замечательно емкий образ придумал сценограф Николай Симонов), чтобы спеть свои "духовные стихи" о жалком человеке и божественной любви. И вместе с ними - собака Лада, вернувшая им то чувство, из которого только и можно рассказывать самые жестокие вещи о себе и о мире.

Культура Театр Драматический театр Театральный дневник Алены Карась Гид-парк
Добавьте RG.RU 
в избранные источники