Эксперты: Для добычи золота в Заполярье нужно смягчить законы

В Мурманской области найдены проявления золота и платины категории P1, то есть частично разведанные. Пока еще эти рудопроявления невозможно обозначить словом "запасы", но у геологов нет сомнений, что золото на Кольском полуострове имеется, заявил директор Геологического института Кольского научного центра РАН Юрий Войтеховский.

Недавно были получены первые результаты магнитной сепарации, которые показали, что в одной тонне этих руд содержится до 5 граммов благородных металлов. При таком простом процессе сепарации 5 граммов на тонну - это неплохое начало, чтобы думать о колчеданных рудах как о потенциальном источнике золота, считают специалисты.

- Намеки на то, что в этих рудах есть золото, мы нашли еще в архивах 30-х годов прошлого века, - отметил Юрий Войтеховский. - Но тогда у них цель была другая. Сегодня мы эти проявления нашли, локализовали и уже находимся на той стадии, когда нужно бурить. Кольское золото имеет промышленные перспективы. Но для его разработки в равной степени нужны как технологические, так и законодательные решения.

Правда, и ученые, и сами золотопромышленники убеждены, что законодательные условия для разработки золотоносных руд необходимо облегчить. Существующие ограничения серьезно сокращают приток инвестиций в геологоразведку, отмечает в одном из интервью председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба.

- Вопрос свежей геологоразведки заключается в необходимости поиска месторождений с содержанием в 2-7 граммов и выше на тонну руды, - подчеркнул он. - Такие показатели имеются, они относятся к месторождениям золотосеребряного геолого-промышленного типа с легкообогатимыми рудами. Но искать их некому.

В регионе пока нет компании, которая готова заняться разведкой золота на Кольском полуострове

Это подтверждает и Юрий Войтеховский: пока не нашлось компаний, которые готовы основательно заняться разведкой золота на Кольском полуострове. Дело в том, что золото распределено в земной коре очень неравномерно - на одном участке его содержание может быть значительным, а на другом его нет или почти нет. Следовательно, необходимы серьезные и дорогостоящие геологоразведочные работы, которые под силу сегодня либо государству, либо крупному преуспевающему предприятию.

- В современной России нет компаний, которые могут себе это позволить, - считает ученый. - Зарубежные предприятия сюда не пускают, таковы требования федерального законодательства. Но крупный бизнес в принципе мало заинтересован в столь крупных вложениях, которые не сулят быстрой прибыли. Ему проще купить готовый рудник за границей.

Та же самая ситуация с комплексной переработкой добываемого сырья, подразумевающей попутное извлечение золота из руд, добываемых сегодня в Заполярье. Например, небольшое количество золота содержат железные руды, активно разрабатываемые сегодня на Кольском полуострове.

Этому вопросу уже немало лет, но решить его не удается до сих пор. Разработчик месторождений не готов вкладывать средства в то, чтобы извлекать из руды не только железо, но и золото, так как финансовые перспективы этой работы более чем туманны.

Кстати

На перспективах геологоразведки проявлений золота в Заполярье не может не сказаться резкое падение цен на золото в минувшем году. По информации Союза золотопромышленников России, в начале 2013 года золото стоило 1700 долларов за тройскую унцию, затем цена долго находилась в коридоре 1300-1400 долларов, а в декабре упала до 1200 долларов за тройскую унцию. Сергей Кашуба приводит на 2014 год два сценария. Пессимистический вариант предполагает падение цены ниже 1000 долларов за унцию. В этом случае 50-70 процентов золотодобывающих российских предприятий будут убыточны. Оптимистический сценарий предполагает уровень цены выше 1000 долларов, чему тоже сложно радоваться. По мнению Сергея Кашубы, 1200 долларов за унцию - пограничная зона для компаний, разрабатывающих россыпные месторождения. Более низкая цена "презренного металла" грозит им банкротством.