Бизнес предложил пути повышения конкурентоспособности промышленности

Нынешний уровень тарифов на электроэнергию сейчас является главным дестабилизирующим фактором в отечественной промышленности, не позволяющим предпринимателям думать о развитии. Этот тезис прозвучал много раз на прошедшей недавно промышленной конференции "Пути развития российской промышленности и повышения темпов экономического роста", организованной ТПП РФ, Комитетом Госдумы по промышленности и общественным советом при Минпромторге РФ.

Предпринимателей собрали, чтобы обсудить предложения комитета ТПП по промышленному развитию президенту и правительству страны по выводу экономики из кризиса. Проект этих мер предполагает, в частности, скорейшее принятие законов о промышленной политике и стратегическом планировании, частичное субсидирование процентных ставок по кредитам для перевооружения промпредприятий, усиление госконтроля за расстановкой руководящих кадров на производствах, совершенствование системы оплаты труда, субсидирование затрат на НИОКР, снижение тарифов на топливно-энергетические ресурсы и услуги естественных монополий на 20-30% за счет уменьшения издержек и акцизов и др. Что касается энергетического блока, даже прозвучали предложения национализировать этот сектор экономики. Впрочем, по словам президента Тульской ТПП Юрия Агафонова, национализация энергетики - слишком долгий процесс, поэтому логичнее создать Региональный розничный рынок энергии. Уже сейчас любое более или менее крепко стоящее на ногах предприятие предпочитает развивать собственную генерацию.

Большие издержки российской промышленности, ее высокая энергоемкость, недоступность капитала мешают притоку инвестиций, в том числе и иностранных, сообщил первый заместитель главы Минпромторга РФ Глеб Никитин. В то же время, считает он, нынешнее ослабление курса рубля открывает для отечественной промышленности окно возможностей. Вспомним, в 1998 году именно взлет курса доллара, когда покупать импортное оборудование и продукцию стало невыгодно, дал стимул возрождению многих отечественных производств. Глеб Никитин также рассказал о новых мерах поддержки предприятий промышленного сектора: "Теперь компенсация процентной ставки по кредитам для предприятий носит не компенсирующий, а стимулирующий характер. Предприятия могут получить гарантии компенсации, а потом идти в банк". В то же время он признал, что банковские ставки все же являются высокими. А на самый низкий порог могут рассчитывать только постоянные, крупные заемщики, располагающие солидными залогами. Малый и средний бизнес, а тем более новички, в эту категорию не попадают.

Некоторые эксперты считают, что субсидирование ставок - подход не совсем логичный, поскольку не стимулирует банки снижать процент по кредитам, поскольку это ударит по их прибыли. Тем не менее, сообщил "РГБ" председатель комитета ТПП РФ по промышленному развитию Валерий Платонов, нынешний уровень ставок имеет, к сожалению, рыночную природу и зависит от уровня инфляции. "Например, в Японии существует индикативное планирование. Там минэкономики определяет перечень продуктов, в которых ощущается потребность. И предприятие, берущее в банке кредит для инвестиций в производство этого продукта, получает более низкую ставку, чем другие. Это тоже разновидность субсидирования", - подчеркнул Валерий Платонов. Кстати, предложение, что государство должно поддерживать не отрасли, а отдельные продукты, внес на форуме вице-президент Национальной технологической палаты Петр Титов.

Проект закона о промышленной политике, который так ждет бизнес-сообщество, находится в высокой степени готовности, сообщил Глеб Никитин: "Там предусмотрен целый комплекс новых решений, которые должны дополнить имеющиеся меры в макроэкономической сфере. Кроме того, ряд мер касается налоговых преференций для новых предприятий, поддержки индустриальных парков". Тем не менее у проекта закона в его нынешнем виде нашлись и оппоненты. Так, по мнению замдиректора ЦЭМИ РАН Георгия Клейнера, проект ФЗ о промполитике, равно как и о стратегическом планировании, "не доходит до нижнего уровня", то есть до собственно предприятия. "У нас половина производств перекошена, как избушка на курьих ножках, - считает академик, - собственники, менеджеры, ИТР, рабочие - каждый тянет завод в свою сторону. Поэтому в дополнение к упомянутым законам необходимо разработать закон о предприятии".

"В ФЗ о промполитике необходимо прописать полномочия и обязанности исполнительной власти (особенно в регионах) по отношению к промышленности, формирующей доходную часть бюджетов, - уверен Юрий Агафонов, - пока же ни в одном документе не зафиксировано, что региональная власть должна заниматься промпроизводством. Потому и не идет инвестор в реальный сектор".

Президент Национальной технологической палаты Олег Сироткин предложил составить каталог российской промышленной продукции и технологий, выделить 100 инновационных продуктов, которые возьмет под контроль государство, а остальную продукцию пусть регулирует рынок. Создать центр по трансферту технологий как внутри РФ, так и на Евразийском таможенном пространстве и развитых странах ЕС. Законодательно подтвердить процедуру независимой (общественной) экспертизы и аттестации технологий, персонала и производств и необходимость получения сертификата для персонала, задействованного на особо ответственных рабочих местах. Предусмотреть формирование отраслевых центров и Инжинирингового центра в Таможенном союзе по разработке и созданию автоматизированных производств будущего на базе сквозных цифровых технологий и PLM-стратегий.

Одним из недостатков проекта ФЗ о промполитике Олег Сироткин назвал отсутствие ориентиров: чего хотим достичь, к чему стремимся? И действительно, это ничем не лучше, чем неоправданные цели. Например, в действующей госпрограмме "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" предусмотрен к 2020 году выпуск 280 тыс. отечественных легких коммерческих автомобилей (LCV). Однако эксперты сомневаются, что такое количество ТС реально будет продать. По крайней мере, в 2013 году в РФ реализовали всего 179,7 тыс. LCV, из них российской сборки - около 40%. Выпустить же кучу авто ради достижения зафиксированного показателя, а не в зависимости от спроса - обречь предприятия на банкротство. Впрочем, по меткому замечанию гендиректора группы компаний "УПАК" Владимира Кулакова, рост промышленного производства нельзя обеспечить никакими директивами. Его может определить только сам рынок.