По словам аудитора Сергея Штогрина, который выступил с докладом, налицо ситуация, когда своевременно не пересматриваются ставки неналоговых платежей, в этом вопросе нет единого подхода как в связи с инфляцией, так и в связи с изменением условий работы хозяйствующих субъектов. "В итоге бюджет не только не получает необходимые доходы, но и вынужден нести дополнительные расходы из-за неправильного администрирования в этой области. И это происходит в условиях необходимости жесткого исполнения бюджета", - сообщил аудитор.
"Статья 53 Бюджетного кодекса регламентирует полномочия Российской Федерации только в налоговой сфере и не дает никаких полномочий по неналоговым доходам. Также в положении о Минфине не установлены его полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере неналоговых доходов и их мобилизации в бюджетную систему страны", - уточнил аудитор.
Так, например, в ходе проверки было установлено, что 11 главных администраторов бюджета администрировали неналоговые доходы по ставкам платежей, установленных нормативными правовыми актами Правительства или иного исполнительного органа федеральной власти. При этом в большинстве случаев отсутствовало финансово-экономическое обоснование ставок, в ряде случаев ставки не соответствовали рыночным условиям.
Кроме этого, в нормативных правовых актах не определены сроки пересмотра ставок и необходимость индексации их с учетом уровня инфляции, а в ряде случаев индексация производилась в размерах, не соответствующих уровню инфляции. В результате и прогноз неналоговых доходов, и их фактическое поступление занижается.
В результате, при внесении изменений в федеральный бюджет на 2012 год неналоговые доходы увеличены на 348 миллиарда рублей, или на 56,5 процента от первоначального прогноза поступлений, на 2013 год - на 135,5 миллиардов рублей, или на 17,8 процента.
Кстати
По сообщению департамента пресс-службы и информации Счетной палаты в 2013 году неналоговые доходы федерального бюджета (без учета доходов от внешнеэкономической деятельности) составили 894 млрд. руб.
Из них доходы от использования имущества - 38,9 процента, платежи при пользовании природными ресурсами - 27,4 процента, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 15,1 процента, доходы от продажи материальных и нематериальных активов - 11,9 процента, другие неналоговые доходы - 6,7 процента.