"Для нас важны система независимой профессиональной экспертизы и контроля качества оказания медпомощи, которые используют в Германии", - сообщил "РГ" глава Национальной медпалаты Леонид Рошаль.
Напомним, что минздрав и профсообщество договорились обсуждать все проекты нормативных актов, касающиеся профессиональной деятельности медработников. Одна из болевых точек - ответственность перед пациентом. Когда год назад минздрав подготовил проект закона о врачебных ошибках, многие приняли его скептически. Предлагалось страховать ответственность за возможный ущерб здоровью при лечении. И выплачивать серьезную компенсацию: от одного до двух миллионов рублей (правда, только в самых тяжелых случаях).
Но отвечать, как предполагалось, должен не врач, допустивший халатность, а медучреждение. Для госклиник страховка оплачивается за счет ОМС, частники же должны приобретать ее сами. То есть фактически за счет пациентов. В результате, утверждали критики, тарифы в платной медицине вырастут, а бесплатно лечить станем меньше, и при этом врач лично никак не заинтересован работать качественно. Критиковалось и предложение, согласно которому решение о выплате компенсаций должны принимать комиссии при региональных минздравах. Эксперты считали, что чиновники не будут "выносить сор из избы" и экспертиза не будет объективной.
Одним словом, после бурного первого обсуждения законопроект решено было доработать. Теперь, возможно, с учетом немецкого опыта.
В Германии конфликтами из-за плохого исхода при лечении тоже занимаются комиссии, но действуют они при профессиональных медорганизациях - врачебных палатах. Именно они и определяют - виновен ли медицинский работник. В Германии врач является субъектом права. Если его обвиняют во врачебной ошибке, в нарушении этики, в неоказании помощи или каком-то другом преступлении, сначала в этом деле разбирается именно Палата. Проводится независимая профессиональная экспертиза. Причем для объективности - на принципах анонимности. Документы поступают к экспертам в обезличенном виде, они изучают дело и выносят решение, не зная ни пациента, ни врача, ни клинику.
Работу таких комиссий оплачивают страховые компании. При этом, как пояснили "РГ" в Национальной медицинской палате, 80% ошибок рассматриваются в рамках работы комиссии, а 20% доходят до суда, который и выносит решение о том, кто в итоге несет ответственность. Насколько реально применить этот вариант ответственности врача в России, еще предстоит решить. Камень преткновения - низкие доходы российских медиков. Тем не менее, немецкую модель предполагается опробовать в нескольких регионах, и если опыт окажется положительным - распространить по всей стране.