Ещё лет 10 назад в составе доходов жителей области доминировала заработная плата. "А сегодня доля зарплаты в доходах на душу населения составляет всего 38%, - утверждает президент областного ВЭО, председатель комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Мособлдумы Вячеслав Крымов. - Это говорит о том, что у нас появилось множество новых рыночных механизмов, которыми нужно уметь пользоваться". Раньше любой жизненный навык человек мог приобрести в школе. Но сегодняшним школам не до жизненных навыков - они озабочены сдачей ЕГЭ, от результатов которого во многом зависит педагогическая зарплата. "Экономику как самостоятельный предмет в школах отменили ещё в 2011 году, - рассказывает "РГ" начальник управления образования городского округа Домодедово Юлия Терещенко. - Она осталась одной из составляющих обществознания, по которому сдаётся ЕГЭ, но сколько часов чистой экономики включать в этот предмет, каждая школа решает самостоятельно. В некоторых всю базу экономических знаний умудряются уложить в два урока".
На два урока отдельного педагога нанимать, понятное дело, никто не будет. Поэтому экономику ведут учителя географии, биологии и истории. Даже в экономически "продвинутом" Домодедово, где из 25 средних учебных заведений 4 имеют социально-экономический профиль и в качестве обязательных знаний знакомят школьников с видами ценных бумаг, структурой государственного бюджета и причинами различий в уровне оплаты труда, работают 45 педагогов-многостаночников, совмещающих экономику с биологией.
В других муниципалитетах таких учителей может быть ещё больше. Случаются, конечно, приятные исключения. Вячеслав Крымов как-то побывал с экономической лекцией в Островецкой школе Раменского района. Скромная по нынешним меркам сельская школа, в которой количество учеников и до 500 не дотягивает. Экономику преподаёт скромный учитель Галина Талыгина. А доктор экономических наук Крымов, выйдя от старшеклассников, пожал плечами: "Да они больше меня знают! Любого хоть сейчас бери - и ставь ведущим экономистом на предприятие". Но это именно исключение, тогда как правило упорно твердит: хороших учителей экономики нам давно не хватает. Отсюда и поголовная финансовая безграмотность населения.
Проблемой озаботились в научно-исследовательском финансовом институте Минфина России, где разработали специальный обучающий курс по управлению финансами. "Это система, которая охватывает широкий круг вопросов, начиная от планирования семейного бюджета и заканчивая организацией собственного бизнеса, - объясняет старший научный сотрудник центра финансовой политики НИФИ Екатерина Галишникова. - Курс подразумевает комплексный подход к обучению с учётом возрастных жизненных циклов, то есть его должны пройти и школьники, и родители, и педагоги".
Программа уже запущена в нескольких школах Москвы и, как утверждают её разработчики, успешно мотивирует участников к улучшению материального благополучия.
Но это всё - единичные примеры, которые держатся на редких энтузиастах. "А нам хотелось бы решать проблему системно, - говорит Вячеслав Крымов. - Определить в Подмосковье базовые школы для экспериментальной отработки методики преподавания рыночной экономики. Разработать программу повышения квалификации по этому предмету для учителей. И на основе своих наработок выйти с предложением в министерство образования РФ о возобновлении полноценного преподавания экономики в школах".
К осени Вольное экономическое общество Московской области намерено провести обсуждение организации экономического ликбеза для лиц пожилого возраста. Рыночная экономика для пенсионеров? А почему бы и нет!