На арену мы ехали с Максимом Ковтуном. И как же хотелось пожелать ему, дождавшемуся своего часа, удачи. Макс - полное спокойствие. Улыбчивый, вежливый, глядящий в окно на проплывающие токийские небоскребы и слушающий музыку. А рядом с ним - Елена Германовна Водорезова-Буянова, в эти мгновения очень напоминающая не тренера, а заботливую маму. Так трогательно опекает она своего воспитанника. Что ж, удачи!
Мы приехали на "Сайтаму супер арену" ранним утром. Состязания начинаются в 10 по местному, но аплодисменты, громкие и регулярные, уже слышались. Откуда? С тренировочного катка, на котором с первыми лучами рассвета уже тренировались парники и мужчины.
Вот где собрались настоящие фанаты фигурного катания, съехавшиеся со всей Японии. Они раскупили все билеты, и, если верить организаторам, то на 18-тысячной грандиозной "Супер арене" не осталось ни единого свободного кресла. Но необычно - даже не это. И билеты на тренировки - платные. Болельщики приходят в 6-7 утра, чтобы посмотреть, как разминаются их кумиры. А я-то думал, что небывалый ажиотаж царит только в "Кейо Плаза Хотел", где живут все участники чемпионата. Его с утра до ночи осаждают полчища телевизионщиков, папарацци и болельщиков. У последних целые альбомы с фотографиями спортсменов, и под каждый снимок надо добыть автограф. И самый ценный из них - подпись Липницкой.
Болельщики, заметьте, японские приходят на состязания с российскими флагами. Их, трехцветных, на трибунах во время выступлений наших - целое море. Поддержка - невиданная.
А в газете "Джапэн Таймс" появилась именно сегодня, в день открытия первенства, отвратительная статья. В ней ругань в адрес судей, отдавших победу в Сочи не кореянке Ю-На Ким, а Аделине Сотниковой. Сколько раз мы уже это слышали. Начало было положено еще в 2002-м в США, когда чистую победу нашей спортивной пары Елены Бережной - Антона Сихарулидзе североамериканская пресса подвергла сомнению. Тогда был устроен целый скандал. Но к чему повторять все эти устаревшие маневры сейчас, в Японии? Автор, Джек Гэллахер, дописался до того, что предлагает отправить в отставку даже президента Международного Союза конькобежцев Оттавио Чинкванту. Обвинения чисто по-человечески обидные: автор корит итальянца за его преклонный возраст, призывает уходить с выборного поста не в 2016-м, а прямо сейчас. Что за чушь. Но как она тиражируется. Вот добралась и до Японии…
На радость японцам в Токио приехали 133 фигуриста из 38 стран. Самые старшие из них 34-летний Робин Шолковы, выступающий с Аленой Савченко за Германию, и 30-летняя француженка, танцорша Натали Пешала. Ну, а среди юных первенствуют 15-летняя Нетта Шрайбер, она помоложе даже нашей Юлии Липницкой, и Нам Нгуен. Запомните имя последнего. Нам - вовсе не вьетнамец, как вы подумали, а канадец, и в свои 15 выиграл только-только закончившийся чемпионат мира среди юниоров. Фактически он и считается наследником трехкратного победителя мировых первенств Патрика Чана, в свои 23 года после Олимпиады уставшего и не доехавшего до Токио.
Борьба здесь пойдет не только за медали. За золото одиночники получают по 45 тысяч долларов, серебро тянет на 27, бронза - на 18. И даже 12-ые заработают утешительные две тысячи. У пар ставки повыше: 67500 для чемпионов, 40500 разделят на двое занявшие второе место, 27 - третье. А паре N12 достанется 2 тысячи.
Первыми из наших на лед чемпионат вышла сверхранним утром в короткой программе спортивная пара - 16-летняя Юлия Антипова и Нодари Майсурадзе, которому 26. Поехали, да под Бетховена.
И очень удачно. Все элементы выполнены просто здорово, не совсем удался лишь тодес. Но все равно лидерство с личным "международным" рекордом сезона - 66.78 балла было захвачено. Пусть и ненадолго.
Нодари Майсурадзе:
- Состязаний, которые бы начинались так рано, что-то не припомню. Но даже сегодня рано-рано утром, когда мы сквозь сон тренировались не на арене, а на прилегающем к нему катке совсем рядом, он был забит доброжелательными энтузиастами - заполнена вся трибуна. Потом мы с Юлей поняли, что еще есть время отдохнуть до старта. И японцы - молодцы, предусмотрели, что не все фигуристы - ранние пташки. Поставили кровати. Я улегся и как провалился в сон, ведь еще и с Москвой пять часов разницы. А Юля пошла делать прическу.
Рядом со мной спали ребята из разных стран. Кроватей уже не хватало и некоторые укладывались по двое. Но здесь все равно все хорошо организовано. А с пробками ничего не поделаешь.
Мы узнали, что едем на мир вместо Волосожар - Транькова две недели назад. Успели подготовиться, но могли бы и получше, если бы Юля не простудилась. Так у нас весь сезон: только состязания, и то она приболеет, то - я. Выступлением довольны. Для меня этот чемпионат мира первый, для Юлии - тем более. Но будем стараться.
Старались и Вера Базарова - Юрий Ларионов. Но их композиция на мотивы Чарли Чаплина что-то не находит отклика у судей. Да и есть за что снизить оценки. И Юра тоже признал, что ни разу за сезон они не прокатали короткую программу чисто. Всего 67.41. Сидящий на трибуне Максим Траньков на мое "мало дали", ответил честно: "Были ошибки. Потому и мало".
Главная надежда и ставка была на Ксению Столбову - Федора Климова. Их прокат был чист, явных ошибок не было. И все же не хватало так ярко продемонстрированного на Играх в Сочи оптимизма. Федор объяснил это очень откровенно:
- Нет, мы не потеряли энтузиазма. После Олимпиады было столько событий, празднований. Но мы с Ксенией в последние две недели отказались от всех походов. Только тренировки.
Ксения Столбова: Но что-то на время ушло. Трудно собраться, сделать еще одно усилие после главного старта сезона. Правда, на льду, во время соревнований, приходит это чувство концентрации. Но вне арены сохранять мотивацию сложнее.
Федор Климов: Мы откатали на хорошем уровне. Выполнили все элементы. О том, что "во чтобы то ни стало надо" не думали. Разговоры о возможной победе вели не мы. Боролись, и завтра в произвольной сделаем все, на что способны. А с мотивацией сложно, думаю, не только нам, но и всем, кто выступал в Сочи.
Канадская пара Мэган Дюамель - Эрик Рэдфорд "поймала" серебро, выступая последней, 23-й. На прошлогоднем чемпионате мира они также шли вторыми после короткой программы. Партнеру уже 29, улыбчивая Мэган на год моложе. В Сочи они взяли серебро в команде и оказались лишь седьмыми в личном турнире, особенно заметны трехкратные победители первенств Канады не были. Не ждали от них скачка и в Токио.
И на мой вопрос, думали ли они бороться здесь за медали и подняться так высоко на пьедестал, Дюамель ответила уклончиво:
- Мы рады любому призовому месту. Не расстроились бы и бронзой. Были бы очень довольны золоту. Тут было главное решиться - продолжать или нет. И после советов с родственниками, различных бесед и переговоров, мы приехали сюда с мыслью: раз уж катаемся, то с полной отдачей. Наша произвольная программа сильнее короткой. Я на нее надеюсь.
Малые медали, вручаемые прямо перед жеребьевкой, действительно маленькие, с нашу десятирублевую. Но ее обладатели Алена Савченко - Робин Шолковы сияли словно японское солнышко. Всем известно, что этот старт - их последний. И судьям, они же нормальные люди, тоже. Не вывести их в такой ситуации, в отсутствии Волосожар - Транькова в чемпионы? Как-то не верится. Знаменитая "Розовая пантера", демонстрируемая фигуристами из Германии превратилась теперь из произвольной программы в короткую. Осталась розовой, однако передвигается по льду гораздо медленнее, чем в былые годы. Но следов в виде падений или явных ошибок не оставляет. Порядок - есть порядок. И за молчаливых Робина с Аленой говорили их лица. Уста же выдавали банальщину. Мы рады. Мы хотим кататься без ошибок и дальше. Мы счастливы поддержкой японских болельщиков.
От себя я бы добавил - и заслуженной годами симпатией судей.
У мужчин должны были победить хозяева. 19-летнего Юдзуру Ханью, чемпиона Олимпийских Игр, как рассказали мне знакомые японцы, после Олимпиады буквально затаскали по торжествам и многочисленным встречами со спонсорами, журналистами… В итоге Ханью лишь третий - 91.24. А его коллега по сборной Татсуки Мачида, занявший пятое место в Сочи, - теперь грозная сила, и выяснилось, что непобедимая - 98.21. И лишь Хавьер Фернандес из страны Испании, где профессионально катаются 8 - 9 фигуристов, радует стабильностью, - он, чемпион Европы этого и прошлого года, занял второе место - 96.42.
А мы надеялись на Ковтуна. Для 18-летнего Максима это уже второй чемпионат мира. В 2013-м он остался 17-м, Сергей Воронов - 19-м, и в результате Россия получила право выставить сегодня лишь одного фигуриста. В Международном союзе конькобежцев число участников от страны определяют не по Олимпийским Играм, а по мировому первенству. Так что не важно, как бы откатался Плющенко в Сочи. Сейчас все зависело от Ковтуна. И он не подвел. "Атаковал" два четверных, старался и признался мне, что был наконец-то спокоен. Осталась довольна выступлением и тренер Водорезова-Буянова. Ковтун пока седьмой - 84.66 и с этой позиции готов в произвольной передвинуться повыше.
Олимпийская чемпионка в командном первенстве по фигурному катанию Юлия Липницкая выступит в четверг 30-й в короткой программе. Другая фигуристка - 15-летняя Анна Погорилая, воспитанница молодого тренера Анны Царевой - выйдет на лед 17-й.
На этот турнир Липницкая приехала без личного тренера Этери Тутберидзе. Ей очень помогает мама, делящая с Юлией один номер в гостинице.
Пожалуй, именно в женском одиночном катании конкуренция наиболее жесткая. 22-й, 23-й и 24-й прокатают короткую три японки - экс-чемпионка мира Мао Асада, Канако Мураками и ветеран Акико Сузуки. Сразу за ними еще одна экс - итальянка Каролина Костнер. А 27-й появится на катке американская "девушка с обложки" Грейси Голд.