Заниматься этим, по замыслу, должны будут специально созданные органы иммиграционного контроля. А по сути - новая разновидность полиции, только теперь - миграционной. Если закон будет разработан, одобрен и принят, то такие патрули появятся на наших улицах уже в следующем году.
О необходимости миграционной полиции говорят и спорят уже лет восемь. Пока по действующему законодательству проверить у прохожего документы вправе только полицейский в форме, имеющий удостоверение, жетон и находящийся при исполнении обязанностей, причем именно на конкретном участке. То есть, сотрудник какого-либо тылового подразделения или даже с соседнего участка не может по собственной инициативе встать, скажем, в метро или на улице и останавливать всех "подозрительных". Более того, обращаясь к прохожему, полицейский обязан объяснить причину своего интереса - мол, похожий по описанию человек есть в ориентировке о розыске.
Всех остальных "проверяльщиков", размахивающих красивыми "ксивами", можно смело игнорировать.
С одной стороны, такие явно антикоррупционные строгости вполне оправданы - стало меньше поборов на улицах. Но, с другой стороны, полицейские теперь обязаны освящать своим присутствием любое проверочное действие, даже если мероприятие или операцию проводит совершенно другое ведомство, в том числе ФМС. То есть, требование предъявить документы озвучивает полицейский, а уже все остальное делают сотрудники миграционного подразделения. Понятно, что руководство полиции не в восторге от такого раздергивания своих сотрудников - свои бы задачи выполнить.
А людей требуется немало - только в прошлом году в Россию въехало почти 17,7 миллиона иностранцев, а находилось на нашей территории свыше 10 миллионов.
Есть еще один аспект придания нового статуса миграционной службы. До сих пор руководство службы позиционировало свое ведомство как исключительно экономическое. Теперь же могут появиться и правоохранительные функции по "выявлению и пресечению нарушений законодательства в сфере миграции, по проведению мероприятий по контролю за соблюдением физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере миграции". Кстати, новые органы миграционного контроля будут дублировать не только задачи полиции, но и таможенной и пограничной службы.
Впрочем, контроль за приезжими ФМС уже ведет, причем весьма строгий. Всех приезжающих в Россию из-за рубежа - на законных, разумеется, основаниях, - не только регистрируют, но и дактилоскопируют. И если иностранец вдруг совершит преступление, его розыск значительно упрощается.
Так, только в Москве в прошлом году было поставлено на миграционный учет почти 2 миллиона иностранных граждан и лиц без гражданства. А закрыли въезд в столице более 65 тысячам иностранцам, выдворили - более 23 тысяч. Штрафных санкций было наложено более чем на 1,2 миллиарда рублей - как на работодателей, использующих нелегалов, так и на самих мигрантов.
В разы увеличилось количество совместных с полицией проверок самых разных объектов - рынков, предприятий, общежитий, строек, складских комплексов, пресловутых "резиновых" квартир. Выявили 16 тысяч случаев незаконного трудоустройства, 660 фактов организации незаконной миграции. А это уже - преступление, за которое полагается солидный срок лишения свободы.
Что важно, именно в Москве появились предвестники будущей миграционной полиции - так называемые "миграционные патрули". По согласованию с мэром Москвы сформирована специализированная народная дружина. Ее основная задача - содействие сотрудникам миграционной службы, разъяснение действующего миграционного законодательства, а это профилактика правонарушений. Например, подсказать, как иностранцу узаконить свой статус без привлечения мошенников-посредников. Или принять жалобу от жителя столицы.
Основные места работы патруля - вокзалы, транспортно-пересадочные узлы, метро, места массового скопления людей. За год прошло более 2 тысяч совместных мероприятий с полицией и сотрудниками УФМС, в которых приняли участие 6,5 тысяч "миграционных патрульных". С их помощью за различные нарушения привлекли к административной ответственности 1,6 тысячи иностранных граждан.