Как говорят специалисты Центра управления полетами, вовремя не была выдана команда на включение двигателей ориентации корабля. В чем дело - разбираются. Судя по всему, автоматика увела "Союз ТМА-12М" на двухдневную схему из-за вероятного сбоя в программном обеспечении, в результате которого после второго витка импульс корректировки для сближения со станцией проведен не был.
Надо сказать, что "короткая" схема полета к МКС сейчас основная. Впервые она была применена в марте прошлого года, когда на корабле "Союз ТМА-08М" полетел экипаж с одним из самых опытных командиров - Павлом Виноградовым. До этого корабли добирались до космической станции двое суток. Разница, делились потом космонавты, огромная: только четыре витка вокруг Земли на космическом корабле, а не примерно тридцать, - и встреча со станцией.
В настоящее время традиционная двухсуточная схема стыковки стала уже резервной: в программу полета изначально заложено, что если "экспресс-доставка" не может быть осуществлена, то включается запасной вариант. У "Союза" хватает и запасов топлива, и запасов еды и воды для экипажа. Космонавтам ничто не угрожает. Ситуация, подчеркивают эксперты, абсолютно штатная. Стыковка "Союза ТМА-12М" в ночь пятницы на субботу, скорее всего, будет проведена в автоматическом режиме. Состояние экипажа хорошее. Полет продолжается в плановом режиме. Маневр по формированию нужной траектории орбиты сближения корабля с МКС планируется провести в пятницу, за несколько часов до стыковки.
На орбите новый экипаж должен отработать полгода. Программа напряженная. Так, космонавтам предстоит принять и разгрузить несколько грузовых кораблей. Они дважды покинут станцию, чтобы выполнить за бортом необходимые монтажные операции по российской программе. Кстати, как признаются сами космонавты, во время выхода в открытый космос напряжение всегда такое, что сразу теряются 3-4 килограмма. Никаких диет не надо. Ну, и, конечно, у экипажа очень большая научная программа.
Команда, по оценке специалистов, летит надежная и работоспособная. За плечами командира корабля Александра Скворцова есть 176-суточная вахта на орбите: первый полет состоялся четыре года назад. Олег Артемьев летит впервые, но зато в его багаже - участие в уникальном эксперименте "МАРС-500" по имитации марсианской экспедиции. А до зачисления в отряд космонавтов Олег, как инженер-испытатель, сам готовил экипажи МКС к выходам в открытый космос.
Американец Стивен Свонсон отправился к звездам в третий раз, причем уже четырежды работал в открытом космосе. Примечательный факт: делегация НАСА, обеспечивающая полет своего астронавта, прибыла на космодром Байконур и улетела обратно чартерным рейсом на российском самолете SukhoiSuperjet 100.
На космодроме экипаж провожали дублеры. В запасной экипаж впервые за последние 17 лет вошла россиянка - бортинженер Елена Серова. Вместе с Александром Самокутяевым и Барри Уилмором она готова была в любую минуту подстраховать своих коллег. "Запасники" наравне с основным экипажем и учились, и сдавали предполетные экзамены в Звездном городке, и проходили предстартовую подготовку на Байконуре. Если бы вдруг даже один космонавт из основного состава по какой-то причине не смог полететь, то экипаж полностью бы поменяли. Такой порядок.
Впрочем, замена за всю историю отечественной пилотируемой космонавтики понадобилась лишь дважды. Есть еще один нюанс: сегодняшние дублеры - как правило, основной экипаж на "завтра". Так что, скорее всего, уже осенью Елене Серовой предстоит дальняя дорога к звездам.
После возвращения на Землю 11 марта на корабле "Союз ТМА-10М" россиян Олега Котова и Сергея Рязанского, а также американца Майкла Хопкинса, командование на МКС перешло к японцу Коичи Ваката. Вместе с Ваката на МКС работают Михаил Тюрин (Россия) и Рик Мастраккио (США). После прибытия на корабле "Союз ТМА-12М" Александра Скворцова, Олега Артемьева и Стива Свонсона на Международной космической станции будут вновь нести вахту шесть человек.