26.03.2014 14:21
    Поделиться

    В Воронеже покажут уникальную подборку русского авангарда

    Визуальная программа IV Платоновского фестиваля, который пройдет в Воронеже с 5 по 15 июня, станет самой масштабной за все четыре года его существования. Публика увидит работы Шагала и Фалька, Родченко и Гончаровой из собраний ведущих провинциальных музеев России - ранее русский авангард так выставляли лишь в столицах и за рубежом.

    Третьяковка пришлет картины "отца соцреализма" Александра Дейнеки, петербургское издательство - личные вещи Даниила Хармса. Бахрушинский музей представит наследие легендарного сценографа Давида Боровского, посольство Израиля - цикл фотографий Иерусалима. Сюрпризом для зрителей обещает стать серия портретов "сокровенных людей", которых известный гиперреалист Сергей Базилев… еще не написал.

    "Амазонка" на "левом фронте"

    В спрецпроекте "Свобода - причина мира" (цитата из записной книжки Андрея Платонова) встретятся 78 произведений 56 художников - из музеев Краснодара, Пензы, Самары, Саратова и Ярославля. Подборка охватит весь спектр новаторских течений в искусстве начала ХХ века: кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм, неопримитивизм, экспрессионизм и прочие загадочные "-измы", принесшие славу талантливым русским радикалам. Марк Шагал и "амазонка русского авангарда" Наталья Гончарова, Александр Родченко и Варвара Степанова, Роберт Фальк и Аристарх Лентулов - эти имена наверняка знакомы даже не слишком искушенным любителям живописи. Так вышло, что в нашей стране авангард оказался более ярким и содержательным, чем на Западе, и организаторы фестиваля приглашают в этом убедиться.

    - В последнее десятилетие интерес к русскому авангарду необычаен. Парадокс в том, что выставки на эту тему проходят в основном за рубежом. В России - крайне редко и в федеральных музеях, - рассказала замдиректора воронежского художественного музея имени И. Н. Крамского Ольга Рябчикова. - Между тем, в провинции хранится множество образцов авангардной живописи, в свое время попавшие в областные собрания через филиалы ВХУТЕМАСа. В Воронеже, например, были работы Ларионова, Кандинского, Родченко. Во время Великой Отечественной для эвакуации вместо пяти запрошенных вагонов дали два, поэтому коллекции авангарда и иконописи, как второстепенные, были оставлены в оккупированном городе и утрачены. Теперь у нас есть уникальная возможность увидеть вместе настоящее богатство, которое рассредоточено по музейным фондам в разных уголках страны.

    Жемчужина соцреализма

    На смену авангарду пришел соцреализм, и это как нельзя лучше отразилось в творчестве Александра Дейнеки - автора хрестоматийных "Будущих летчиков" и полотна "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года". В Воронеже выставят эти шедевры и еще более 30 довоенных картин и плакатов Дейнеки из Третьяковки и курской картинной галереи.

    - В этом году со дня рождения художника исполняется 115 лет. Они с Платоновым ровесники, оба были увлечены революционными преобразованиями, идеей переустройства мира. Но жили и оценивали происходящее по-разному. Тем интереснее их сравнивать. Один отразил время специфически-оптимистично, другой запечатлел его трагизм, - отметил директор Платоновского фестиваля Михаил Бычков. - Начав как авангардист, Дейнека нашел собственные выразительные средства, которые затем сложились в канон соцреализма. Мы назвали выставку строчкой из Маяковского: "Обожаю всяческую жизнь!"

    Любопытно, что работы Дейнеки в советские годы не раз попадали на Венецианскую биеннале - форпост современного искусства. Вот вам и "серый" соцреализм. В новом веке кураторы обращаются к наследию художника не так часто. Однако в 2010 году его крупная персональная выставка прошла в Москве, в 2011-м - в Риме. Следующей в этом ряду оказалась столица Черноземья.

    Стоит отметить, что сотрудничество Платоновского фестиваля с Третьяковской галереей началось еще в 2011 году, когда в Воронеж впервые привезли картины из крупнейшего музея страны. Тогда полотна Малевича, Юона и Филонова доверили музею имени И. Н. Крамского не без опаски. С тех пор здесь реконструировали залы, чтобы обеспечить необходимую температуру, освещенность и безопасность, и теперь Третьяковка ради воронежцев снимет картины Дейнеки из постоянной экспозиции.

    Вокруг Хармса

    Выдумщик, мистификатор и экзистенциалист Даниил Хармс в особых представлениях также не нуждается. Равно как и его товарищи-"обэриуты" Александр Введенский, Николай Олейников и Константин Вагинов. Элитарное питерское издательство "Вита Нова", чьи книги находятся в фондах Эрмитажа, Русского музея и академии художеств, выбрало из частных коллекций личные вещи и рукописи этих писателей. Чемодан, радиоприемник, автографы, фотографии - осколки созданного ими оригинального мира в июне разместятся в Воронежском центре современного искусства. Там же планируют показать фильм о Хармсе и работы вдохновленных его эстетикой нынешних художников. На днях молодой воронежец Иван Горшков сделал большую металлическую скульптуру Хармса. Возможно, в экспозицию включат и ее.

    Эпоха в декорациях

    В честь 80-летия со дня рождения знаменитого театрального художника Давида Боровского в Воронеж привезут его "Избранное" - эскизы костюмов и макеты спектаклей, которые считаются вершиной отечественной сценографии. С Боровским сотрудничали Георгий Товстоногов и Анатолий Эфрос, Олег Ефремов и Лев Додин, Валерий Фокин и Леонид Хейфец. Тридцать лет мэтр отдал Театру на Таганке, который тогда возглавлял Юрий Любимов: спектакли "Живой", "А зори здесь тихие…", "Гамлет" стали классикой не в последнюю очередь благодаря точным и емким визуальным решениям. После смерти Давида Боровского его мастерская стала филиалом театрального музея имени А. А. Бахрушина. И вот из пяти тематических выставок, представленных там в разные годы, для Платоновского фестиваля скомпонуют одну - беспрецедентную по полноте.

    - Общепризнанно, что Давид Боровский определил целую эпоху в российском театральном искусстве, в истории сценографии и костюма. А по мне - так даже две эпохи. В середине 1970-х я, собственно, пришел к пониманию настоящего театра, увидев его декорации к спектаклю Эфроса "Дон Жуан" в театре на Малой Бронной, - признался Михаил Бычков. - В МДТ до сих пор идут их с Додиным постановки "Дядя Ваня" и "Король Лир", в московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко - их с Тителем "Евгений Онегин"… Дело отца продолжает Александр Боровский, чью сценографию воронежцы видели в спектаклях студии Сергея Женовача в прошлом году. Одним словом, "Избранное" станет настоящим событием.

    Жизнь по любви

    Гиперреалист Сергей Базилев, известный художественному миру благодаря участию в группе "Шесть" в 1980-е, а жителям Воронежа - еще и по прошлогодней "персоналке" "Аркадия", будет готовить свой фестивальный проект в Дивногорье. Поживет среди местных, создаст серию портретов в пейзаже.

    - Он назвал выставку "Сокровенный человек" - как повесть Платонова, которого очень ценит. Для Базилева "сокровенный человек" - ближний, друг, тот, кто живет не по идее, а по любви, - пояснил директор галереи современного искусства "Х.Л.А.М." Алексей Горбунов.

    Организаторы полагают, что отечественный гиперреализм, возникший в пику советскому официозу как гимн частной жизни, идейно укладывается в концепцию "платоновского".

    Прохожий, остановись

    "Иерусалим не просто город" - серия одного из ведущих израильских фотографов Дмитрия Бринкмана, уже показанная в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и Новосибирске. На снимках портреты случайных встречных, репортажи, жанровые сценки. Разнообразные человеческие сюжеты, объединенные местом со своей, тысячелетней, историей. Искусством "увидеть увиденное" - судьбу, тишину, творчество, музыку - Бринкман поделится с участниками бесплатного воронежского мастер-класса.

    Прямая речь

    Михаил Бычков, директор Платоновского фестиваля искусств:

    - Все выставки имеют смысловую, концептуальную связь с эпохой жизни Андрея Платонова и основными темами его творчества. Отмечу, что экспозиции будут работать и по окончании фестиваля - одни до конца июня, другие до середины июля, ну а ключевой проект - палитра русского авангарда - продлится аж до 3 августа. В "фестивальную ночь" 12 июня выставочные залы останутся открытыми допоздна, а посетить их можно будет бесплатно.

    В этом году воронежцы проявляют беспрецедентный интерес к нашим театральным и музыкальным мероприятиям. Билеты на концерты академических исполнителей распроданы почти полностью, не осталось мест на спектакли в маленьких залах. Правда, на показах "Последней ленты Крэппа" (моноспектакль Юозаса Будрайтиса. - "РГ") мы решили поставить по бокам сцены по 40 стульев, так что еще некоторое количество желающих сможем принять. Началась продажа билетов на польскую постановку "Планета Лем", а тех, кто планирует послушать Марлен Дорсена и увидеть "Полночный баланс" театра DEREVO, мы приглашаем в кассы в апреле.

    Медленно расходятся билеты на непростой, но великий французский спектакль - "Войцек" Жозефа Наджа: не подросла пока фестивальная публика. Здесь нужна определенная подготовка. Надо знать, кто такой Бюхнер и что за сюжет в его пьесе, включить воображение - и тогда следить за вариациями Наджа (где нет слов и танца) будет очень захватывающе. Другой пример - концерт Алима Гасымова. Можно понять, почему люди не спешат за билетами: они читают на афише, что это какой-то азербайджанский ансамбль, мастер какого-то мугама… Я познакомился с этим древним песенным жанром (внесен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. - "РГ") прошлой осенью, был потрясен тем, какое глубокое эмоциональное воздействие он оказывает. И хотел бы, чтобы у нас выступление Гасымова пережили так, как переживают в крупнейших залах мира.

    Справка "РГ"

    Международный Платоновский фестиваль назван в честь Андрея Платонова (1899-1951) - одного из наиболее самобытных русских прозаиков ХХ века, автора романов "Чевенгур" и "Счастливая Москва", повестей "Котлован", "Ювенильное море" и "Епифанские шлюзы". Писатель родился и некоторое время работал в Воронеже. В программе фестиваля четыре блока - музыка, театр, изобразительное искусство и литература. Подробности и расписание - на сайте www.platonovfest.com.

    Поделиться