О программе развития предприятия представители крупнейших акционеров доложили губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. Как сообщил председатель совета директоров Ян Центер, инвестиции Газпромбанка (главного акционера) в Уралмашзавод за 2006-2013 годы составили 25,6 миллиарда рублей, в предприятие "Уралмаш буровое оборудование" (ЗАО "УРБО") - почти 2,5 миллиарда. На эти деньги восстановили полуразрушенные корпуса, привели цеха в приличный вид, обновили станочный парк, довели среднюю зарплату до 38,5 тысячи рублей.
Евгений Куйвашев, впервые побывавший на Уралмашзаводе, кажется, был впечатлен услышанным и увиденным. Перед совещанием его провели по возрожденным цехам, где теперь установлены многофункциональные импортные станки. Показали только что изготовленную кабину бурильщика, с виду напоминающую рубку корабля и напичканную автоматикой. Экскурсия действительно была интересной, правда, руководство завода не заострило внимание на том, что работа кипит не собственно на Уралмашзаводе, а в УРБО. В основных цехах не очень оживленно, пустовато даже.
В прошлом году было закрыто металлургическое производство - по словам руководства, из-за устаревшего оборудования и, как следствие, низкого качества продукции. Это решение вызвало негативную реакцию ветеранов завода, считающих, что заказы, которые могли бы выполнять уралмашевцы, целенаправленно передаются конкурентам из числа других предприятий группы "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ), куда входит Уралмаш, а местное производство сознательно банкротится.
По мнению руководства ОМЗ, ничего страшного не произошло. И хотя транспортные расходы увеличились (в среднем на пять тысяч рублей на тонну продукции), но выросло и качество заготовок. Спрос на них удовлетворяется полностью, есть возможность даже увеличить объемы и взять на себя заказы, которые пока выполняет для российских партнеров Новокраматорский металлургический завод на Украине.
- В этом году инвестируем в производство прокатных валков 963 миллиона рублей. Это даст возможность в случае санкций в отношении России переключиться на внутреннее производство валков, львиную долю которых для российских металлургов делала Украина, - пояснил генеральный директор Уралмашзавода Александр Шарапов.
По мнению губернатора, для возрождения тяжелого машиностроения надо привлечь городские и региональные ресурсы, развивать внутреннюю кооперацию, максимально включив предприятия области в производство уралмашевской продукции. Теперь топ-менеджерам Уралмашзавода и правительству области предстоит разработать единую стратегию развития предприятий, работающих на площадке бывшего УЗТМ. Эта программа позволит обеспечить заказами головные заводы, расширить ассортимент и объем продукции для внутреннего и внешнего рынков, улучшить условия труда, создать новые рабочие места. Для продвижения продукции предполагается также обеспечить льготные условия участия Уралмашзавода и УРБО в выставке ИННОПРОМ, а также включать представителей предприятий в делегации Свердловской области для презентации потенциала уральской промышленности внутри страны и за рубежом.
Отметим, что возрождать Уралмаш совместными усилиями властей и собственника планируют не впервые. Предыдущие руководители области тоже демонстрировали серьезную озабоченность судьбой завода, бывшего когда-то промышленным брендом Урала. Однако производство год от года скукоживается, а сдача площадей в аренду и распродажа заводского оборудования, судя даже по официальному сайту предприятия, давно уже стали одними из важных направлений его деятельности, хотя и непрофильными. Всерьез обсуждается проект застройки громадной пустеющей промплощадки.
- Многих рабочих беспокоит, что будет с заводом, - поведал журналисту "РГ" один из слесарей. - Заказы пока есть, но немного, что дальше - неизвестно, ходят разные слухи. Больше тревожные, потому что одну волну увольнений на заводе уже пережили.
Громкое имя Уралмаш в Екатеринбурге употребляют чаще как название жилого района. На территории бывшего промышленного гиганта функционируют лишь остатки собственно "завода заводов", участок бурового оборудования и более 30 мелких предприятий-смежников. Всего здесь трудится немногим более четырех тысяч человек. Сейчас работают круглосуточно, даже в субботу. Но надолго ли этот график? Еще в прошлом году, рассказали в цехе, в штате было почти шесть тысяч человек. Сократили более тысячи, готовятся уволить еще 600 - в основном инженерно-технический персонал, хотя и рабочих тоже. (Для справки: в 1980 годы на УЗТМ трудилось 43 тысячи человек.) Руководство "кадровые чистки" объясняет необходимостью модернизации и перепрофилирования производства: численность персонала на выпуске бурового оборудования планируется даже увеличить.
Очевидно, ставка делается на заказы нефтегазовой отрасли. Другие направления просматриваются не очень четко. Во всяком случае, на выездном совещании об этом подробно не говорили. Называли общие прогнозные цифры: в этом году завод должен получить более 5 миллиардов рублей прибыли, а при увеличении объема продаж буровых установок - и все 12 миллиардов. Вроде бы, беспокоиться не о чем.
- Опасений за основные производства у меня нет. Дальше необходима единая стратегия развития Уралмашзавода. Надо на имеющемся земельном участке с инфраструктурой провести полную модернизацию, в том числе смежных производств, которые будут работать на головные предприятия, создать индустриальный парк. По первым результатам работы Газпромбанка мы видим, что завод становится на рельсы. Дальше надо открыть новые рынки, освоить новые виды продукции, интегрироваться в экономику области, соседних регионов и государств, получать заказы и наращивать объемы вокруг головных предприятий, - отвечая на вопрос "РГ", обрисовал перспективы Евгений Куйвашев.
Между тем
Ветераны УЗТМ готовятся в апреле провести очередной митинг для спасения родного завода. Легендарный Уралмаш гибнет, и это продуманная политика руководства ОМЗ, считают они. Общественников беспокоит, что в руководящих органах предприятия сегодня практически нет коренных уралмашевцев, подавляющее большинство топ-менеджеров - "варяги" из Москвы и Санкт-Петербурга, действующие в интересах "своих" заводов. Спасение Уралмаша - дело государственной важности, говорят представители общественного комитета. Об этом они неоднократно писали в региональные и федеральные органы власти. Но вот услышат ли там крик о помощи или его заглушит очередной бравый отчет совета акционеров, большой вопрос.