Неизвестно, будут ли там вспоминать, как в начале 90-х в недрах СТД, руководимого тогда Михаилом Ульяновым, родилась идея общего для страны театрального конкурса. Но имена его создателей - Владимира Урина, Эдуарда Боякова, автора образа "Золотой маски" художника Олега Шейнциса, как и ее нынешних патронов и руководителей Александра Калягина, Георгия Тараторкина и Марии Ревякиной, наверное, прозвучат.
Фестиваль с конца января идет полным ходом, сейчас наступает наиболее активная фаза, когда в программе - по несколько спектаклей в день. Вообще, цифры этого года впечатляют: экспертами отсмотрено 767 спектаклей всех жанров, в конкурсе рекордное количество номинаций - 170. Все завершится 18 апреля торжественной церемонией на сцене Большого театра.
За 20 лет существования "Золотая маска" открыла стране и миру немало новых имен, сумела заработать себе серьезную реноме, став символом наивысшего театрального успеха. Театральные творцы могут "Маску" бесконечно ругать, порой на нее обижаться и совершать демарши, но при этом все поголовно мечтают ее получить. Но непременный акцент на состязании, конкуренции и борьбе, результаты которых все-таки - будем откровенны! - всегда относительны, иногда затмевает в "Золотой маске" более серьезные вещи. Не менее интересна фантастическая по разнообразию и полноте общероссийская театральная панорама, которую ежегодно Национальный фестиваль выстраивает. Ведь все эти 20 лет "Маска" занималась сшиванием и склеиванием по кусочкам разрушившегося в начале 90-х единого театрального пространства. Не только российского, но в рамках огромной территории, можно сказать, одной шестой части суши.
Не менее важна институциональная роль "Золотой маски". В этом году после фестиваля "Маска" поедет в Липецк, Архангельск, Череповец, Южно-Сахалинск, Ульяновск, страны Балтии. Более десяти лет для зарубежных продюсеров и импресарио "Маска" проводит "Russian Case", представляя самую продвинутую российскую продукцию. Затем возникла большая внеконкурсная программа "Маска Плюс", куда включаются российские спектакли "неформатного" плана. Совместно с Театром.doc, специализирующемся на ультрасовременной драматургии, проводится программа "Новая пьеса". Проекты "Премьеры Мариинского, Александринского и Малого драматического театра в Москве" всегда ждут в столице. Появились и новшества, например, проект "Контекст. Актуальные зарубежные спектакли". Повзрослев, "Маска" вспомнила и о детской аудитории, юным театралам адресован уже состоявшийся "Детский Weekend". Совместно с Центром им. Мейерхольда задуман и проводится проект "Институт театра", у которого много целей, в том числе исследовательских и коммуникативных. В год своего 20-летия, завоевав большинство сценических площадок столицы, "Маска" отправилась осваивать новые пространства: в ГУМЕ состоялась фото-театральная инсталляция. В аэропорту Шереметьево музыканты из Пермского оперного театра, прилетевшие на "Маску", сыграли увертюру из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро", чем бесконечно порадовали авиапассажиров.
Мария Ревякина, директор фестиваля:
- Какой бы подарок к своему юбилею "Маска" хотела бы получить?
Мария Ревякина: Мне кажется, что самый лучший подарок для нас всех - это мир. Мир и гармония, толерантность, понимание иной точки зрения, открытость. И конечно - хорошие спектакли.