Впрочем, ответ, и вполне конкретный, вообще-то был. И не только у Плигина, который не хотел огорчать коллег (а порадовать особенно было нечем), но и у спикера Госдумы Сергея Нарышкина, отметившего, что законотворческий процесс на Украине "идет активно". "На прошлой неделе за пять рабочих дней в Верховную раду было внесено 83 законопроекта и постановления", - уточнил председатель Госдумы. Однако такая поспешность, по мнению Нарышкина, "говорит о временном характере власти и представляет угрозу для самого украинского общества".
То, что руководящие посты на Украине занимают временщики, во многом и объясняет, почему нынешние власти Киева "практически не идут на переговоры с регионами". Между тем внутриукраинский конфликт, отметил Нарышкин, продолжается. В регионах, особенно в юго-восточной части идут массовые выступления граждан против политики Киева. Но в Европе всего этого как будто не замечают. Российские предложения в адрес Венецианской комиссии сделать анализ легитимности решений Верховной рады были заблокированы Парламентской ассамблеей Совета Европы, с сожалением констатировал Нарышкин.
А в Раде тем временем принимается новая инициатива, которая нуждается в анализе и оценке на предмет легитимности и соблюдения прав человека. Законопроект, заявляющий своей целью обеспечение прав и свобод граждан, уже принятый украинскими депутатами в первом чтении, на самом деле, как полагает Владимир Плигин, "направлен не на обеспечение прав и свобод, а скорее на создание максимально запретительных мер по осуществлению любой деятельности". Существенные ограничения вводятся на въезд и выезд с территории. А за их нарушение предусматриваются серьезные сроки лишения свободы. Плигин видит в подобных решениях губительные последствия - могут быть разрушены связи между людьми, в том числе и семейные. "В современной истории такого рода гуманитарных пресечений", по словам главы рабочей группы, не было. "Одновременно идет грубое вмешательство в хозяйственные связи, деятельность юридических лиц", - сказал Владимир Плигин, заметив, что этот законопроект, который 27 марта может быть принят во втором и в третьем чтении, привлек внимание многих российских участников хозяйственного оборота, банковских структур, телекоммуникационных компаний, которые видят "ущербность такого подхода и для российских, и для украинских компаний", но заинтересованы в продолжении своей деятельности на Украине. Поэтому, как полагает Плигин, если законопроект все-таки будет принят Верховной радой, надо подумать, как на него реагировать, соотнеся его нормы с нормами международного права.
Рабочая группа Госдумы продолжает наблюдать и за процессами, связанными с изменениями избирательного законодательства Украины. Впрочем, вопросы по этому поводу "на персональном уровне" они не ставят, понимая, что это "волеизъявление не всегда является добровольным".