И вам день добрый! Вы спрашиваете, что делать, когда нас запугивают? Как что? Не бояться! Страх - эмоция разрушительная. Страх парализует, делает нас нерешительными, лишает воли. Напуганные, мы бесхарактерно колеблемся вокруг наших, часто мнимых, сомнений. Устрашившись, впадаем в состояние беспричинной тревоги. Перестав сопротивляться захватывающему нашу душу чувству, начинаем паниковать, шарахаясь от своей же тени. Сдавшись на милость дрожи ужаса, уже обрекаем себя на погибель - еще до того, как она по факту произошла. Такова губительная логика действия страха на нашу душу и тело. Поэтому те, кто нас запугивает, знают, что делают. Они готовят плацдарм для своей победы над нами. И не важно, кто это - министр иностранных дел далекой страны или цыганка с ближайшего рынка, грозящая нам всевозможными карами, если мы не позволим ей вытянуть из нас все до последней копейки. Расчет и у первого, и у второй всегда одинаков. Цели, с которыми это делается, тоже. А значит, все. Больше ни о самих угрозах, ни о тех, кто нас усердно стращает, ни слова. Почему? Потому что причина страха - и давайте это четко усвоим раз и навсегда! - никогда не бывает вовне. Она всегда в нас. Научиться побеждать страх - вот задача, над которой стоит работать. Помните, как у Высоцкого в его в "Горной лирической"?
Ну вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь - наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх -
Навек, навек.
Для остановки нет причин -
Иду, скользя,
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
А для того чтобы понять, как совершить этот акт победы над собой, давайте задумаемся, почему человек боится? Разобраться в этом вне критериев добра и зла, используя только методологию психоанализа, невозможно. Поэтому обратимся к трудам богословов и аскетов. Борьбе со страхом посвящены и поучения святого Иоанна Лествичника, синайского монаха-подвижника VI в., его книга "Лествица" была необычайно популярна на Руси издревле. Искусству побеждать, в том числе и страх в себе, учил наш гениальный полководец А.В. Суворов. Разработанная им система воспитания духа - настоящая сокровищница, нами, увы, недооцененная и преступно забытая. И, наконец, проблеме преодоления страха посвящена целая глава в знаменитой книге архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) "Апокалипсис мелкого греха". Суммируем этот бесценный опыт.
1 Откуда в человеке страх?
До грехопадения человек был бесстрашен. Созерцая Бога, не разорвав с Ним связь, он в своем Творце черпал основу жизни. "Перестав пребывать в раю сладкого Божьего доверия и своего доверия к Богу, люди стали мучительно всего бояться и весь мир пугать собою". Наши болезни, наши страхи, наши смятения и ужасы "вползли, вбежали, влетели в мир внешний чрез внутренний мир человеческой души, содрогнувшейся и потрясшейся от своей измены Богу". Страх - это "агония одиночества", результат отлученности от Бога.
2 Всем ли он свойственен?
Да, но легче изжить страх тела, чем страх души, потому что страх души - показатель того, что в ней живет гордыня, живут страсти.
3 Какие виды страха существуют?
В человеке живет целый ряд, клавиатура различных, между собой не схожих страхов. "Начинаясь в сфере низкой, грубой, дисгармонической, душевное переживание, связанное со страхом, растворяется в высочайшей и тончайшей гармонии небесного мира". Страхи, связанные с "эго" человека, можно отнести к низшему регистру. Страх, или, точнее, священный трепет человека при встрече с Высшим - чувствования регистра высшего. Страх Божий называют "началом премудрости", потому что он бесконечно развивает и "возвышает душу человека, выводя ее из сферы всякой боязливости".
4 Возможна ли окончательная победа над страхом?
"Все омрачающееся и чего-то все время страшащееся на каждом шагу человечество может быть излечено от темного страха только новым страхом, высшим, светлым; уже не бессмысленным трепетанием пред ужасом жизни и рока, но страхом благоговения пред законом Творца и Его Духа, страхом нравственной ответственности за данные таланты истины и любви. Так страх оказывается преображенным, поднятым к небу. Глубокая душевная раздвоенность, многими людьми переживаемая и сознаваемая, может быть исцелена только очищением и освящением страха. Уничтожить в своих переживаниях всякий признак какого-либо страха невозможно. Но можно возвысить свой страх. В этом совершается религиозное цветение человеческой личности".
5 Есть ли приемы победы?
Да, например, такой. "Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состарится с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя". Смысл наставления прост: выходи навстречу врагу. Но выходи подготовленным - вооруженным молитвой, упованием на Божью милость. И, что не менее важно, А.В. Суворов это знал, натренированным, приспособленным к бою как духовному, так и физическому, натренированным до автоматизма.
6 Всегда ли хорошо бесстрашие?
Нет. "Бесстрашие часто является не признаком Вечной Жизни, в нас начавшейся, а только одним из выражений, нашего бесчувствия к тайнам жизни и ее святыням"
7 Чего боялись святые?
"Любящий волю Божию более своей жизни страшится сделать что-либо в мире "от себя", а не "по Богу": сделать что-либо так значит для него причинить себе мучения. И человек осторожно ходит и наполняет мир только благоуханным медом жизни. Человек страшится греха, но не как внешней, роковой силы, а как чего-то, созвучного своей слабости... "Не введи нас (нашу слабость!) во искушение" (во испытание), "не подвергай ее экзамену", просит Бога смирившийся человек... "На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия" (Пс.90:13) - отвечает человеку Бог. Эту истину 90-го псалма знает верная Богу душа и не боится ни тьмы мира окружающего, ни своей. Она боится лишь одного: страшно огорчить Любимого!"
8 Что выше страха?
"Страх всегда вдохновлен каким-то духом. Темные страхи гнетут, обессиливают, убивают. Светлые страхи собирают душу, очищают, вводят в мир Святаго Духа. Темный страх есть недостаток любви к Богу и к ближнему. Любящий перестает страшиться. "Любовь побеждает страх" (1Ин.4:18). Как свобода движения побеждает скованность, так любовь побеждает страх. Чистая, сыновняя отданность человека Богу или братская отданность сердца другому человеку побеждает страх себялюбия, захолаживающий, леденящий сердце. Но это относится только к истинной любви. Неверная, движущаяся страстью или похотью любовь не знает бесстрашия; она не побеждает страха, но усиливает его, так как усиливает самость человека".
9 Парадокс: сила в слабости.
"Мир ищет "сильных" и их рассеивает, как прах. Творец приближает к Себе "слабых" (в их собственном сознании), так как только правдиво осознавший себя слабым, нуждающимся в силе Божьей, человек может принять силу Божию".
Опыт души, соприкоснувшийся с Любовью Божьей, запоминается ею навечно.
"И пусть пройдет немалый срок,
Мне не забыть,
Как здесь сомнения я смог
В себе убить.
В тот день шептала мне вода:
"Удач всегда..."
А день... какой был день тогда?
Ах да - среда!.."
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.