Сделано это было в обеспечение иска Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания к местному телевизионному дистрибьютору. Вскоре этот запрет может стать постоянным - такое требование содержится в иске, который сегодня начнет рассматривать тот же окружной суд.
Нацсовет просит признать не соответствующими законам Украины и Европейской конвенции о трансграничном телевидении программы "Первого канала", РТР-Планета, Россия-24 и НТВ и потому запретить "ретрансляции программ указанных российских вещателей в многоканальных сетях на территории Украины". В ведомстве не конкретизируют, какие именно положения упомянутой конвенции и законов нарушают российские новостные программы, но повод для отключения указан: якобы, рассказывая без прикрас о событиях на Украине, они распространяют "манипулятивную информацию, которая направлена на разжигание вражды между российским и украинским народами, обострение отношений между ними, унижение национального достоинства украинского народа".
Если следовать логике Нацсовета, то украинские новостные программы, в которых россиян иначе как оккупантами и врагами не называют, а любая информация о России подается только с негативными комментариями, - работают на мир и дружбу.
Иск основывается на заключении экспертов из Института журналистики Киевского государственного университета и Института государства и права. Ученые мужи не нашли в желании ограничить доступ украинцев к информации ничего противозаконного, и пять страниц заключения легко сводятся к простой рекомендации - "если очень хочется, то можно".
Не менее абсурдной выглядит и ситуация, когда запретить доступ гражданам к информации требуют журналисты: заместитель нынешнего секретаря Совбеза Виктория Сюмар, добивавшаяся запрета российских телеканалов, до "еврореволюции" возглавляла журналистскую правозащитную организацию "Институт массовой информации". Эта структура работала на западные гранты и вместе с еще несколькими похожими конторами занималась защитой свободы слова на Украине, попутно форматируя информационное пространство. Причем ее коллегой и соратницей была скандально известная журналистка Татьяна Черновол, которая сегодня руководит так называемым антикоррупционным бюро. Поэтому не стоит удивляться, что ни один из украинских телеканалов, известных журналистов или медиаменеджеров не осудил запрет, равно как до сих пор не потребовал возвращения в должность своего коллеги Александра Пантелеймонова, избитого и выброшенного из профессии депутатами из "Свободы".
Российские телеканалы выдавливают из украинского эфира настойчиво: с требованиями проверить их на предмет "подрыва национальной безопасности" обращались в Службу безопасности Украины (СБУ) депутаты Рады от "Свободы" и "Батькивщины". Этой теме за месяц было посвящено два заседания, вслед за которыми следовали категорические требования Нацсовета к провайдерам об отключении российских каналов.
Однако, несмотря на угрожающий тон, все эти заявления носили все же рекомендательный характер, и крупнейшие телекоммуникационные операторы не спешили отказываться от рейтинговых позиций в своих цифровых пакетах. Некоторые, как кабельная сеть "Воля" - самый мощный провайдер Украины, пошли на хитрость, предложив абонентам по собственному желанию исключить российские продукты из своих телепрограмм. Желающих оказалось немного. Опрос же, проведенный компанией, показал, что в Киевской области против отключения четырех российских "кнопок" выступает 75% абонентов, в Донецке - 84%, в Черкассах - 69%. И только западноукраинский Тернополь дал невероятные 100% - таковы опубликованные цифры - за запрет и полный отказ от российских новостей.
Между тем
В Киеве остается немало "русских" заведений и офисов, продолжающих свою работу. Но они также испытывают на себе реалии киевского режима. На днях в здание украинского представительства Россотрудничества на улице Борисоглебской явились боевики, потребовавшие выделить им помещение для "революционных нужд" и угнавшие служебную машину. Выручили милиционеры, вызванные сотрудниками. Позже был возвращен на стоянку и автомобиль. "Не скажу, что все спокойно, но спокойствие стараемся сохранять. Такие инциденты по городу были, мы о них знали, поэтому держали связь с правоохранителями. Работа продолжается, но провокацию ждешь в любой момент", - рассказал "РГ" руководитель Россотрудничества Константин Воробьев.