По данным минэкономразвития, несмотря на то, что за последние 12 лет производительность труда в России выросла на 59 процентов, пока она составляет лишь 39 процентов от производительности труда в США.
И хотя в эти же годы примерно такими темпами, как у нас, росла производительность труда и в таких странах, как Польша, Эстония, Корея (58-60 процентов прибавили страны за период), а в США прирост составил в 2,5 раза меньше - 23 процента, во Франции - 11, в Дании - 9, Россия все равно в "рейтинге" ОЭСР из 19 стран по производительности труда занимает предпоследнее место. За нами - Мексика, впереди нас - Эстония, Польша, Корея. А первое место занимает в нем Норвегия.
Зарплата же, по данным ведомства, растет в нашей стране куда более высокими темпами. Например, за 2003-2012 годы в целом по экономике производительность труда выросла на 54,1 процента, реальная зарплата на 131,3 процента, занятость - на 3,7 процента, инвестиции в основной капитал - на 144,5 процента. Если смотреть по отраслям, то окажется, что зарплата больше всего поднялась в сельском хозяйстве - плюс 176,8 процента, а производительность труда больше всего выросла в торговле - 76,1 процента.
Однако, по мнению профсоюзной стороны, такое простое сопоставление не очень корректно, как и методики расчета производительности труда. По словам заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России Нины Кузьминой, если использовать иную методику расчета, то окажется, что и производительность труда в нашей стране не так плоха, и зарплаты растут не столь уж великими темпами.
Если говорить о перспективах, по мнению Андрея Клепача, навряд ли к 2018 году нам удастся повысить производительность труда на 50 процентов, как ранее планировалось. Неизвестно, удастся ли к тому периоду увеличить ее хотя бы на треть - экономически прогнозы пока не позволяют сохранять оптимистичный настрой. Впрочем, дело не только в темпах экономического развития. Значительный рост производительности неизбежно повлечет за собой рост безработицы. К примеру, в том же сельском хозяйстве, где производительность за десятилетие выросла на треть, число занятых сократилось почти на столько же - на 28,1 процента. И если производительность будет расти запланированными темпами, безработица может достигнуть 12 процентов, что недопустимо.