На Дальнем Востоке подсчитали расходы на подготовку к зиме

Подготовка к отопительному сезону 2013-2014 годов шла в условиях обрушившегося на Восток России наводнения. Тем не менее, как констатировали в Минвостокразвития РФ, с этой задачей в ДФО справились даже лучше, чем в предыдущие годы. Сколько стоила дальневосточная зима, выясняли корреспонденты "РГ".

Готовятся к следующей

В Хабаровском крае износ сетей и инженерных сооружений в ЖКХ региона достиг критического уровня. К примеру, в Хабаровске, самом богатом муниципалитете края, который раньше всех начал модернизацию коммунальной инфраструктуры, 65 процентов городских электросетей - за пределами срока эксплуатации. В поселке Де-Кастри на Охотском побережье каждые девять метров из десяти уже давно отслужили свое.

В этот год к обычным тяжелым холодам и снегу добавились новые сложности в виде разрушенных паводком дорог и мостов, которые придется восстанавливать.

Хабаровску подготовка к зиме 2013-2014 годов вкупе с аварийно-спасательными работами стоила порядка трех миллиардов рублей. Большая часть суммы была перечислена из федерального бюджета. В районах края расходы скромнее.

- Этой зимой без учета расходов на дороги мы затратили порядка 312 миллионов рублей,- раскрывает цифры начальник отдела ЖКХ Ульчского района Роман Бабин.- Из них около 226 миллионов пришлись на топливо, а остальное - на ЖКХ. Средства района составили 8,8 миллиона рублей, краевого бюджета - 19,3, остальное - затраты предприятий ЖКХ.

Стоит добавить, что из дорожного фонда района за год намерены потратить шесть миллионов рублей, до 80 процентов уходит на зимнее содержание автодорог, сплошь грунтовых, и ледовых переправ.

В целом этой зимой в Ульчском районе снегопады были умеренными, а температура не стремилась к экстремальным отметкам: вместо привычных 45 градусов мороза термометры показывали всего минус 40.

В другом северном районе - имени Полины Осипенко - подготовка к холодам обошлась примерно в 170 миллионов рублей. По признанию местных властей, львиную долю в 140 миллионов "съедают" дизельное топливо и мазут. В районе нет централизованного электроснабжения, работают три дизельные станции, отсюда и такие расходы.

Окончательные итоги зимы муниципальные службы будут подводить, когда земля полностью освободится от снега и прогреется. Именно тогда, подчеркивает мэр Хабаровска Александр Соколов, можно выявить скрытые коммуникационные пороки и изъяны. А пока Хабаровский край начинает готовиться к следующей зиме.

Типичные ЧП

На Камчатке объем финансирования перехода к отопительному периоду превысил два миллиарда рублей. На эти деньги отремонтировали жилой фонд, котельные, водозаборы и ветхие тепловые сети. Кроме того, создали необходимый запас топлива на будущую зиму: на коммунальные предприятия завезли около 96 тысяч тонн угля и около 30 тысяч тонн жидкого топлива.

Это помогло выдержать зиму, которая стала для ЖКХ полуострова испытанием на прочность. Циклоны, обильные осадки и низкие температуры выводили из строя оборудование, повреждали сети.

Первая крупная авария произошла 22 января на водоводе в селе Пахачи в 1,2 тысячи километрах от Петропавловска-Камчатского. Там из-за сильных морозов перемерзли трубы, вода перестала поступать в котельную и 16 многоквартирных домов.

3 февраля на Паужетской геотермальной станции возникла аварийная ситуация на одном из турбогенераторов. Ее осложнили плохие метеоусловия: шквальный ветер повредил бесхозные ЛЭП. В итоге без электроэнергии осталась часть потребителей Усть-Большерецкого района. Энергетики были вынуждены запустить резервный дизельный генератор. А спустя две недели в этом районе снова случилось ЧП. Сильный ветер вызвал серию коротких замыканий в распределительных сетях. Это привело к отключению высоковольтной линии. Без света остались жители трех поселков на западном побережье: Озерновский, Паужетка и Запорожье.

В районе имени Полины Осипенко Хабаровского края подготовка к холодам обошлась в 170 миллионов рублей. Львиную долю - 140 миллионов - "съели" дизельное топливо и мазут

15 февраля со склона сопки Скалистой сошла лавина, которая разрушила вспомогательное сооружение Мутновской геотермальной станции над скважиной. Пострадала дорогостоящая техника. Однако на энергоснабжении населенных пунктов это не сказалось. К слову, объем сошедшей снежной массы составил 150 тысяч кубометров. Такие лавины здесь до сих пор не регистрировали.

Вред, который природа нанесла сетевому хозяйству полуострова, еще предстоит оценить по итогам этой зимы.

Без проблем

- Для подготовки системы ЖКХ Приморья к зимнему сезону было выделено 9,5 миллиарда рублей, - говорит директора департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края Виктор Кулинский. - С большими проблемами столкнулись разве что в Дальнегорске. Там вышли из строя три водозабора, смыло водовод в Рудной Пристани, были проблемы с подтоплением жилых домов и теплотрасс. Но с восстановительными и подготовительными работами справились вовремя.

Действительно, масштабных нештатных ситуаций в ходе минувшей зимы в Приморье не было. Хотя на всякий случай для их быстрой ликвидации был создан аварийный запас топлива на общую сумму более 350 миллионов рублей, закуплено оборудование, трубы, подготовлено 800 единиц техники и более 500 формирований, которые в случае необходимости выезжали бы на место аварии.

В краевом центре около 200 спецмашин, предназначенных для уборки улиц. Техника, конечно, свое дело делает, вот только снегопадов давно не было: последние годы администрации города удивительно везет на бесснежные зимы.

Впрочем, Владивосток растет, и даже две сотни спецмашин не успевали очищать, например, новую трассу от острова Русского до пригородного шоссе. Более того, в один день оказался покрыт наледью Золотой мост, случилось несколько автоаварий. Позже право следить за состоянием покрытия моста было отдано муниципальным службам, поскольку компания, в свое время выигравшая тендер на такого рода работы, с обязанностями не справилась.

Замело

В 4,4 миллиарда рублей обошлась коммунальщикам Сахалинской области подготовка к холодам.

Но кроме состояния ЖКХ одна из главных проблем островного региона в это время - транспортная. В Южно-Сахалинске для обеспечения зимой нормальной проездной способности километра дороги в среднем требуется около 90 кубических метров песка, чуть более 16 тонн соли, около 50 часов работы автогрейдера, более 900 часов работы погрузчика, около 90 часов работы комбинированных дорожных машин и много человеко-часов.

Первые два месяца зимы побаловали сахалинцев комфортными температурами, да и серьезные циклоны накрывали остров нечасто. Зато февраль поставил снежную точку: количество выпавших осадков на юге Сахалина достигло 120-196 процентов месячной нормы. Но дорожники с циклоном справились: расчистку улиц Южно-Сахалинска вели в круглосуточном режиме.

Зато сейчас, когда заканчивается март, в городе сложилась непростая ситуация с уборкой снега на придомовых территориях.

- В нашем дворе за всю зиму трактор появился только два раза. Причем, ни о каком вывозе снега на полигон речи не шло - тракторист просто расчистил дорогу около дома, соорудив огромные снежные горки на территории детских площадок. Детвора, конечно, с радостью каталась, но сейчас, когда снег потихоньку начал таять, без резиновых сапог уже не обойтись, - рассказала жительница областного центра Мария Сафронова.

Управляющие компании объясняют такой подход к уборке снега низким тарифом, заложенным в коммунальные платежи - всего шесть копеек с квадратного метра жилой площади квартиры, причем их начисляют только в пять "снежных" месяцев.

Сахалинцам, похоже, придется просто ждать, пока снежная проблема не исчезнет под высоким градусом весны.