Лещ заел
На самом деле рыбы в регионе добывают много, но семьдесят процентов улова нигде не учитывается. Браконьеры просто вывозят рыбу - в первую очередь, ценные породы вроде осетра сибирского, стерляди, муксуна и нельмы - за пределы региона на переработку.
Реальный вылов осетровых и сиговых значительно превышает установленные объемы, что приводит к истощению биоресурсов. В то же время запасы малоценных видов (лещ, плотва, елец, язь, карась) не осваиваются и наполовину. В итоге осетр и стерлядь страдают не только от браконьеров, но и от сокращения кормовой базы из-за расплодившегося леща.
"Мы пришли к тому, что завтра внесут в Красную книгу муксуна и нельму, как уже осетра", - сетуют рыбаки.
Дедовский метод
Планы по изменению ситуации обсудили на расширенном заседании регионального рыбохозяйственного совета. На его прошлогоднем заседании реакцией на обращения рыбаков стал ряд предложений по внесению изменений в действующие правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. В их числе - использование верховых плавных сетей для вылова мелкочастиковых видов рыб, разрешение вылова стерляди в реке Чулым и притоках реки Обь. Однако, несмотря на то, что все они были одобрены в "Госрыбцентре" и Всероссийском НИИ рыбного хозяйства и океанографии, изменения по-прежнему не утверждены отраслевым министерством.
К слову, в регионе все же провели - впервые после многолетнего перерыва - атарменный лов. Атарменный промысел - традиционный и самый рентабельный способ добычи, широко применявшийся в Томской области в 1960-1980-е годы. На мелких несудоходных таежных речках временно устанавливают специальные конструкции, в которые попадает рыба. Таким способом можно одним орудием поймать несколько десятков тонн. И это нельзя назвать браконьерством, ведь практически все таежные реки в регионе заморные, торфяные, с большим содержанием органики. Рыба в них в определенный период набирает критическую массу, мигрирует в поисках пищи и заходит в малые реки, которые необходимо периодически от нее освобождать. При этом ущерб природе не наносится. Наука давно рекомендует возрождать данный способ рыбной ловли.
Профессионалам и любителям
Повышения экономического потенциала рыболовства в Томской области пытаются добиться и через снижение налоговой и бюрократической нагрузок. В регламентах прописан каждый шаг, как предпринимателя, так и госслужащего. Снизили для рыбаков ставку по налогу на прибыль - с 18 до 13,5 процента, а также ставку по единому налогу предприятиям с упрощенной системой налогообложения - с 10 до 7,5 процента.
Кроме того, томичи намерены восстановить мощности по рыбопереработке. В планы двух ближайших лет входит открытие четырех рыбозаводов. Облпотребсоюз разрабатывает проект по строительству завода рыбных консервов в Томске. В апреле будет построен холодильник на 500 тонн для хранения сырья.
Появится и аквабиоцентр - индустриальный комплекс установок с замкнутым циклом водообеспечения для производства ценных видов рыб.
У Росрыболовства томские власти просят увеличить штатную численность рыбоохраны. На территории региона в шестнадцати муниципальных образованиях (четырнадцать тысяч гектаров площади озер и 552 километра рек) работает всего четырнадцать госинспекторов. При таком раскладе физически невозможно противостоять браконьерству.
Органы рыбоохраны предлагается законодательно наделить полномочиями по контролю и надзору за оборотом водных биоресурсов. Более эффективно было бы, по мнению томичей, предоставить органам государственной власти субъектов РФ функции контроля и охраны внутренних пресноводных объектов, полностью расположенных на территории региона.
И, наконец, по мнению экспертов, нужно принять федеральный закон "О любительском и спортивном рыболовстве". Он ограничит эти виды деятельности на неводных участках и запорных водоемах - там, где рыбопромышленники за свой счет проводят мероприятия по сохранению биоресурсов. Сегодня повлиять на ситуацию рыбопромышленники не могут, так как водоемы, предоставленные им для промысла, фактически являются водоемами общего пользования.