27.03.2014 23:26
    Поделиться

    Леонид Школьник: Женщинам от 35 лет необходимо проводить маммографию

    У заболевших раком молочной железы почти всегда есть шанс на выздоровление
    Рак молочной железы занимает первое место среди всех онкозаболеваний у женщин. По статистике, каждая восьмая рискует получить этот диагноз. Почему вероятность заболевания раком у женщины повышается после 40 лет? Можно ли спасти пациентку, у которой возникло это заболевание? На вопросы "РГ" отвечает доктор медицинских наук, заведующий отделением онкохирургии московской городской клинической больницы N5 профессор Леонид Школьник.

    Леонид Донович, почему именно в последнее время в мире так активизировался этот вид рака?

    Леонид Школьник: Более всего от него страдают женщины, живущие в развитых странах. Это связано и с экологией, и с модой на поздние беременность и роды, и неправильным питанием. Сказываются недостаток физической нагрузки, стресс, аборты, травмы груди. Кстати, в таких странах лучше, эффективнее выявление болезней, в том числе рака молочной железы. Не исключено, что в странах малоразвитых просто нет такой системы медицинского наблюдения, нет соответствующей статистики. И главное, нет возможности ранней диагностики.

    А у нас такие возможности есть?

    Леонид Школьник: В мире каждый год выявляется приблизительно 1250000 - 1500000 новых случаев рака молочной железы. В России приблизительно 55000-70000 ежегодно. Это сопоставимо с американской или израильской статистикой. По данным ВОЗ, по уровню смертности от рака этой локализации первые три места занимают Дания, Ирландия, Нидерланды. Россия на 28 месте.

    Маммографию как часто можно делать? Некоторые утверждают, что это не дает должного эффекта и даже не безвредно.

    Леонид Школьник: Категорически не согласен с подобными утверждениями. В мире, в том числе и в России, разработаны и применяются методики обследования молочной железы. У женщин детородного возраста - то есть от 16 до 35 лет (в США от 16 до 40 лет) на первом этапе в условиях поликлиники проводится клинический осмотр, ультразвуковое обследование. В случае обнаружения патологии назначается диагностическая пункция.

    Зачем же маммография, если ультразвук уже все показал?

    Леонид Школьник: Не все. И это обусловлено возрастными этапами развития ткани молочной железы. У женщин после 40 лет УЗИ менее информативно, так как контрастность между опухолевой и жировой тканями слабая. Необходимо при любом подозрении на неблагополучие продолжить обследование.

    Доказано, что на первом месте по информативности МРТ. Метод весьма дорогой, не всегда доступный: не везде есть подобные установки. Более доступно и более распространено маммографическое обследование. У современных аппаратов невысокая рентгенологическая нагрузка: то есть такое обследование не опасно для здоровья. И поэтому при необходимости, а такая нередко возникает, можно проводить повторные исследования.

    "Семейный" рак молочной железы составляет не более 5 процентов от всех случаев

    Во всем мире маммография - "золотой стандарт" обследования молочной железы, и что важно, она позволяет провести объективный сравнительный анализ изображений молочной железы на маммограммах в динамике.

    Не всем поголовно нужно проводить маммографию?

    Леонид Школьник: Поголовно не всем. Но женщинам 35-40 лет и старше такое исследование необходимо. К слову, не все знают, что на 100 случаев рака молочной железы у женщин приходится 1 случай этого заболевания у мужчин.

    Маммография позволяет выявить ранние формы рака на 2 года раньше, чем любое клиническое обследование. Но, тем не менее, женщинам до 40 лет необходимо проходить клинический осмотр один раз в 2 года, при необходимости УЗИ, а после 40 лет - один раз в год обязательно проходить скрининговую маммографию.

    Ежегодная маммография входит в обязательную диспансеризацию населения, которая должна в идеале проходить каждый год?

    Леонид Школьник: Да, маммография входит в диспансеризацию у женщин 40-60 лет. До этого и после этого возраста стоит посещать онколога (маммолога), который обязательно назначит УЗИ или маммографию в зависимости от возраста пациентки.

    Все чаще сами онкологи утверждают, что раковый диагноз не приговор. Это утверждение распространяется на рак груди?

    Леонид Школьник: Распространяется. Но и тут я не оригинален, при одном непременном условии: если патология выявлена на ранней стадии. Кстати, очень важно, чтобы каждая женщина сама умела обследовать свою грудь. Это нужно делать постоянно в период с 5 по 12 день менструального цикла.

    Вот пришла к вам на прием женщина, у которой диагностирован рак молочной железы. Что вы ей предлагаете?

    Леонид Школьник: Сперва осмотр и изучение документов. Нередко нужны дополнительные исследования и обязательный консилиум специалистов: онколога, химиотерапевта, радиолога.

    А пример Анджелины Джоли: идти ли на превентивное удаление обеих молочных желез?

    Леонид Школьник: В этом случае ссылаются на наследственную предрасположенность к раку. Наследственность имеет место быть. Но по статистике, "семейный" рак молочной железы составляет не более 5% от всех случаев. Наличие мутаций генов, отвечающих за наследственность, связано с высоким - до 50% - риском развития рака молочной железы и до 80 % рака яичников.

    В любом случае нет необходимости превентивного удаления молочных желез и яичников без тщательного обследования и гормонального статуса в том числе. Это все равно, что считать лучшим способом борьбы с головной болью - гильотину.

    Ваши пациенты после лечения возвращаются к вам или они живут своей жизнью?

    Леонид Школьник: По-разному. Женщины, прошедшие курс лечения, обязательно наблюдаются в онкодиспансерах по месту жительства. Это мировая практика. И она очень важна. В нашей больнице организована система контроля и наблюдения за такими пациентками. В послеоперационном периоде проводится амбулаторное долечивание в условиях консультативно-диагностического отделения нашей больницы.


    Фото: Сергей Михеев/ РГ

    Нередко в орбиту лечения входит и удаление яичников...

    Леонид Школьник: Это делается все реже, так как есть препараты, которые тормозят функции яичников. Это гормональная терапия.

    Для женщины любого возраста грудь - нечто большее, чем просто орган. Идти после лечения еще и на реконструктивно-пластическую операцию, на - эндопротезирование железы?

    Леонид Школьник: Конечно, если это возможно.

    А лекарства для проведения химиотерапии в стационаре и после выписки бесплатны?

    Леонид Школьник: Есть и бесплатные.

    Часто поступают женщины с запущенной стадией болезни?

    Леонид Школьник: К сожалению, очень часто и очень запущенные.

    Чем вы это объясняете?

    Леонид Школьник: Отсутствием информации. Не всегда достаточен уровень квалификации наших коллег. А еще страх перед посещением врача, страх услышать грозный диагноз. Тот самый случай: меньше знаешь - крепче спишь. Но это очень опасно и обидно. Вовремя выявленный и квалифицированно пролеченный рак, как правило, имеет благоприятный исход.

    Визитная карточка

    Школьник Леонид Донович. Заведующий отделением онкохирургии (маммологии) московской городской клинической больницы N5, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ.

    Закончил Донецкий государственный медицинский институт.

    Автор 70 статей в научных журналах и трех патентов на изобретения.

    Под его научным руководством выполнено 10 диссертаций по онкохирургии на соискание ученой степени кандидат медицинских наук. Разработана система амбулаторного обследования и долечивание больных с патологией молочной железы.

    Поделиться