Как сообщается, в 20-километровую зону обязательного отселения входила только часть этого поселка, где проживало 117 семей - 357 человек. И каждому из них компания-оператор АЭС "Фукусима-1" до сего дня выплачивала компенсацию за моральный ущерб в размере 100 тысяч иен (около тысячи долларов). С момента возвращения такие выплаты прекратятся. Но еще в течение года правительство Японии, уже из государственного бюджета, будет выплачивать всем вернувшимся в свои дома по 90 тысяч иен (около 900 долларов) на каждого члена семьи.
Работы по дезактивации почвы в поселке Миякодзи завершены еще летом прошлого года. В последующем здесь вели тщательный радиационный мониторинг, и замеры показывали, что в отдельных точках уровень остаточного загрязнения еще превышает норму. По японским законам, длительное проживание людей считается безопасным, если уровень внешнего облучения не превышает 1 миллизиверта в год.
С учетом этого неукоснительного требования официальный Токио рассчитывает, что в те районы, где уровень радиации не будет представлять угрозы для здоровья людей, в течение ближайших двух лет смогут вернуться в общей сложности около 30 тысяч человек.
Напомним, что катастрофическое землетрясение и цунами у восточного побережья Японии 11 марта 2011 года унесло жизни 15884 человек, еще 2633 числятся пропавшими без вести. Полностью или частично уничтожено около 250 тысяч домов. Более 267 тысяч человек до сих обитают во временном жилье. А полная ликвидация последствий аварии на АЭС "Фукусима" займет не менее 40 лет.
Тем временем
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС все еще вынуждены доказывать - чиновникам и в судах разной юрисдикции - свои права на льготы и компенсации за подорванное здоровье. Двое особенно настойчивых российских граждан дошли даже до Конституционного суда - в надежде доказать, что права ликвидаторов распространяются не только на тех, кого послали на такие работы по указанию государственных органов, но и на добровольцев, которых мобилизовали по партийной линии или, как в их случае, по комсомольского набору - в составе студенческого строительного отряда.
Во время рассмотрения дела полномочный представитель Госдумы в КС Дмитрий Вяткин обратил внимание на то, что все ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы имеют право на соответствующий статус, если докажут участие в работах. По его словам, ликвидаторам достаточно подтвердить, что они официально участвовали в работах в зоне отчуждения, чтобы получить соответствующий статус вне зависимости от того, какой орган направлял их на работы. Однако заявители в судах общей юрисдикции не смогли этого сделать.
Другую позицию занял аппарат уполномоченного по правам человека в РФ. Представитель омбудсмена Андрей Максимов заявил, что получение прав ликвидатора не должно определяться формальным статусом органа, направившего человека на такие работы, а самим фактом участия в них.
По иронии судьбы, вердикт Конституционного суда, сообщает ИТАР-ТАСС, ожидается именно сегодня - 1 апреля.