"Банковская гарантия - это не живые деньги, это документ, который выдает финансовая организация, это поручительство банка, что его клиент выполнит свои обязательства. В случае проблем у компании - победителя тендера, банк включается в процесс и выполняет обязательства", - пояснила начальник управления развития и поддержки бизнеса "Пробизнесбанк" Яна Камынина на I Российском форуме поставщиков государственных и коммерческих закупок. Таким образом, право выдавать банковскую гарантию и сопровождать контракт получат банки, включенные в перечень организаций. Банки будут публиковать гарантии в едином реестре, и если заказчик не найдет эту гарантию в списке, он может спокойно отказать компании в участии в конкурсе.
По словам Яны Камыниной, преимущества банковского сопровождения для участников торгов очевидны: "Проценты по гарантии ниже, чем по банковскому кредиту. От них требуется значительно сокращенный пакет документов. Также есть возможность увеличения лимита без подписания дополнительных документов".
Документы в электронном виде хранятся на серверах торговых площадок в течение 6 лет с даты их подписания. В случае запроса от минфина или налоговых органов предоставления копии документов в бумажном виде торговые площадки предоставляют всю информацию. При этом документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью представителем банка.
Вице-президент "Банка Москвы" Светлана Толкачева сообщила, что эксперты Высшей школы экономики и Ассоциации российских банков сомневались в необходимости процедуры банковского сопровождения. После введения института банковской гарантии казалось, что ее будет достаточно. Оказалось, что нет. Между заказчиками и подрядчиками возникает огромное количество спорных вопросов, и в 99 процентах случаев при предъявлении гарантий банки отказываются платить, потому что не все так просто. Споры переходят в судебную плоскость.
- Банковское сопровождение должно высветить платежную дисциплину подрядчиков. При этом понятно, что оно не может применяться ко всем закупкам. На наш взгляд, было бы логично использовать его при сделках от миллиарда рублей - в рамках федеральной программы, а на региональном уровне - самим определять, какие суммы для них являются существенными, - отметила Толкачева.
На состоявшейся в Уфе научно-практической конференции "Банки. Процессы. Стандарты. Качество" обсуждались различные варианты банковского сопровождения. По словам Светланы Толкачевой, их три. Первый предполагает проверку целевого использования бюджетных средств по неограниченному кругу подрядчиков. Но этого не получится, так как генподрядчик обязан открывать информацию только по тем субподрядчикам, которым платится более 10% от общей суммы контракта. Второй охватывает полный цикл сопровождения со строительным аудитом и отчетом перед заказчиком. Он уже опробован при строительстве нового здания Мариинского театра, объектов Дальневосточного федерального университета, реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" и признан успешным. Третий, выбранный основным, заключается в частичном сопровождении контракта с использованием автоматизированной системы проведения платежных операций через единый расчетно-кассовый центр банка. Это позволяет заказчику смотреть все платежи по контракту со счета подрядчика.
Сегодня вопрос обслуживания госзаказа имеет большое значение для интеграции России, Казахстана и Белоруссии в единое экономическое пространство (ЕЭП). Все три государства сейчас выступают за увеличение объема инвестиций в экономику, а госзаказ может стать одной из составляющих в повышении инвестиционных вложений, заявил Владимир Савченко из департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии. Кроме того, по его мнению, ведется активная работа в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства, которая дает широкие возможности для развития предпринимательства, даже трансграничного. "Хорошей базой для сотрудничества в вопросах работы с госзаказами служит соглашение, выработанное в рамках ЕЭП. Главное в нем - то, что в границах Таможенного союза предприниматели из всех трех стран на равных условиях могут принимать участие в выполнении госзаказа", - комментирует советник департамента по конкурентной политике и политике в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Владимир Савченко. При этом он подчеркивает, что это возможно с учетом особенностей национального законодательства каждой страны.
Для того чтобы предприятию стран ЕЭП получить гарантию, им также надо проверить, есть ли банк-партнер в реестре. Важно, что разницы в ставке по гарантиям для российских и иностранных предприятий нет. Любой банк смотрит на опыт компании на рынке и на ее кредитную историю. "Для того чтобы рассмотреть запрос на гарантию нового клиента из Белоруссии и Казахстана, банку необходима примерно одна неделя", - пояснил вице-президент "Пробизнесбанка" Надир Арифулин.