Речь, в частности, идет о контрактниках, которые по состоянию здоровья больше не могут выполнять обязанности в прежней должности. Серьезно больных военных в армии и на флоте, конечно, не оставят. После лечения их уволят в запас с предусмотренными законом выплатами. Что же касается военнослужащих с частично ограниченными возможностями, то их расставание с погонами - не такой уж неизбежный процесс. С согласия контрактника ему просто подыщут в строю другое место. Для одних армейских профи этот процесс будет сопровождаться переподготовкой и сменой военно-учетной специальности, для некоторых - переводом на новую штатно-должностную "клетку".
Скажем, матрос-профи электромеханической боевой части подводной лодки заработал в дальних океанских походах хроническую гипертонию, и теперь ему противопоказано спускаться в морские глубины. В прежние времена на флотской биографии человека ставили жирный крест. В лучшем случае его списывали на берег, в худшем - увольняли подчистую. А ведь с таким диагнозом жизнь не заканчивается. Если болезнь не зашла слишком далеко, вполне возможно, что матрос сможет продолжить службу, к примеру, механиком на надводном корабле.
Понятно, что его годность или негодность к исполнению новых обязанностей определят врачи. Но пока они не сказали своего слова, не стоит лишать моряка шанса остаться в строю.
Недавно появилась информация, что запрет на досрочное и принудительное увольнение армейских и флотских профи, которых медики и аттестационные комиссии частей признали не годными к использованию по их военно-учетным специальностям, но годными к службе по другим военно-учетным специальностям, будет прописан в специальном нормативно-правовом акте, который уже разрабатывают в минобороны.
Получить официальное подтверждение этой информации в министерстве не удалось. Однако в Главном управлении кадров корреспонденту "РГ" сказали, что подобная практика уже распространена в войсках. Заручившись согласием военнослужащего, чья должность попала под сокращение и имея на руках положительную характеристику аттестационной комиссии, кадровики, как правило, подыскивают человеку другое место в строю. Правда, подобные кадровые маневры стараются напрямую не увязывать с ухудшением здоровья авторитетного служивого. Как говорится, для перестраховки. Хотя командир прекрасно знает, чем вызвано переназначение, в штабных документах нередко указывают иную причину. Если служебные перестановки по медицинским показаниям на самом деле официально пропишутся в жизни контрактников, лукавить по этому поводу их командирам и начальникам больше не придется.