О необходимости информатизации нашего здравоохранения разговоры идут не первый год. Потрачены уже миллиарды рублей. А что на сегодняшний день сделано? Практически ситуация осталась абсолютно такой же, как и год назад. Но это не мешает департаменту информационных технологий и связи Минздрава рапортовать, что у нас вот-вот появится реальная электронная карта пациента. На самом деле пока создан лишь единственный документ - об основных разделах электронной карты. Это все равно, что сказать человеку: мы вам лекарство прописать не можем, а будем рассказывать, из чего оно должно состоять.
Конечно, разработкой электронных карт занимаются практически все крупные фирмы, которые работают на рынке медицинских информационных технологий. Но проблема в том, что эта карта должна заполняться из разных систем. Должен быть создан некий "универсальный шкаф", куда могут закладывать свои данные разные системы, и чтобы разные же системы могли этими данными пользоваться. Причем этот "шкаф" должен очень быстро и легко подстраиваться под различные задачи.
О необходимости преодолеть разобщенность региональных систем информатизации здравоохранения все время говорится, как и о том, что создается единая государственная информационная система (ЕГИСЗ). Но пока это больше слова. Реализуются лишь простейшие функции. Более того, неясно даже, удалось ли преодолеть разобщенность между отдельными медицинскими организациями на уровне региона. Если, например, в каком-то регионе везде поставлена система определенной фирмы, то там какое-то подобие порядка есть. Но если речь идет об универсальном документе, то этого нет пока нигде. Если бы он появился, это стало бы известно всем, его можно было бы внедрять, использовать и т.д.
Необходимо, чтобы были поставлены четкие задачи заказчиком, то есть Минздравом. Тут невозможно просто заплатить деньги и ждать результатов. Требуются опыт, знания и хоть какая-то идеология. Заказчик должен понимать, как работает в информационной системе врач, удобно ли ему или неудобно, какие будут собираться данные, какие ставиться задачи, чтобы было легко их решать. Пока же формулируются невнятные задачи с размытыми сроками их решения. Информатизация здравоохранения во всем мире признана очень сложной задачей, это не автоматизация бухгалтерии, а системы распознавания образов, поддержки принятия решений и т.д. В значительной степени это интеллектуальные системы, а для их создания надо быть профессионалами высокого уровня.
При Минздраве сформирован экспертный совет по вопросам использования информационно-коммуникативных технологий в сфере здравоохранения, в который вхожу и я. Но последний раз он собирался в середине декабря прошлого года, и члены совета практически единогласно решили, что работа совета должна быть признана неудовлетворительной. И не по нашей вине. Члены экспертного совета считали, что их призвали для того, чтобы что-то менять и что-то конкретное делать. Но постепенно сложилось впечатление, что цель была в другом - чтобы мы только обсуждали и ничего не решали, не мешали. Как только дело доходило до каких-то реальных решений или принятия нормативных актов, их принимали без нас.
Профессионалы отрасли уже многое могут и умеют. В этом году на форуме во второй раз прошел конкурс на лучшие медицинские информационные системы. Он вызвал огромный интерес, в том числе и со стороны врачей. Нам удалось разработать детальные требования к этим системам. Все разработки, которые были представлены на конкурсе, сравнивались на основании четких критериев. В этом году запущен также конкурс по системам для решения задач профилактики, диспансеризации, скрининга. Это одно из тех направлений, где компьютеризация может дать колоссальный скачок результативности. Потому что когда мы имеем дело с миллионами людей и с поголовными обследованиями тех или иных групп на выявление широкого круга заболеваний, без информатизации эту задачу нельзя решить в принципе. Здесь, с одной стороны, идет огромный объем информации. С другой стороны, большинство врачей не склонны (а строго говоря, и не могут) обращать внимание на все те заболевания, по которым нет конкретных жалоб пациента. А скрининг - это как раз обследование, не обусловленное жалобами больного. Эти задачи могут решить только компьютерные системы. В свое время были созданы десятки таких систем, которые прекрасно решали задачи скрининга. Но сейчас дальше разговоров дело и тут не идет. Мы не раз бывали на конференциях, на которых некоторых наших чиновников спрашивали: каких конкретных результатов диспансеризации вы хотите достичь? Какую информацию вам надо в итоге получить? Что конкретно должно стать лучше? Пока ответов мы не услышали.
Ясно, что сегодня на повестке дня стоит множество вопросов. И их надо решать шаг за шагом. Первым из них должно быть определение юридического статуса электронных документов. Потому что пока этого нет, работа с электронными документами идет параллельно с заполнением бумажных. Она врачей не разгружает, а только добавляет им работы и проблем. Второй круг задач - это стандартизация и информационная совместимость. Должно быть четко определено: если вы выполняете конкретную задачу, она должна быть как кубик одной большой системы. Как говорил один руководитель большого медицинского центра: "Если вы хотите, чтобы я купил у вас электрочайник, то его вилка должна влезать в мою стандартную розетку, а не я должен менять розетки под вас". Наконец, надо определить, что такое электронная медицинская карта, установить какие-то правила. Сначала они могут даже оказаться не самыми идеальными, но это все равно будет лучше, чем то, что мы имеем сейчас, - т.е. ничего.