Как сообщил на прошедшей в Новосибирске первой всероссийской конференции по развитию агломераций замглавы минрегиона Валерий Гаевский, таких проектов в стране довольно много, только ключевыми считаются около 20. Все они "очень капиталоемкие", поэтому и стоит задача выделить и поддержать на федеральном уровне наиболее перспективные. В их числе минрегион выделяет Новосибирскую агломерацию.
- В условиях нынешней весьма неустойчивой глобальной экономики мы активно ищем новые пространства и формы развития отечественной экономики, - подчеркнул Валерий Гаевский. - Агломерации - одна из таких форм, а Новосибирская область - одна из наиболее продвинутых территорий.
Согласно концепции, Новосибирская агломерация объединит территории 12 муниципальных образований региона общей площадью свыше 20 тыс. кв. км, где проживают около 1,9 млн человек (более двух третей населения Новосибирской области и почти 10% населения СФО). Проект курирует "особый" вице-губернатор - до недавнего времени специально созданную в январе этого года должность занимал бывший мэр Новосибирска Владимир Городецкий, ныне врио главы региона. По словам Городецкого, первый этап работы по созданию агломерации завершен - утверждена схема ее территориального планирования. На втором этапе нужно "наполнить пространственный каркас новыми реальными точками роста экономики".
Чтобы это произошло, необходимо решить ряд проблем, в частности законодательных. Сегодня в России агломерация находится вне нормативной базы государственного и муниципального управления. Границы агломераций не совпадают с административно-территориальным делением, а в сфере межбюджетных отношений такого понятия вовсе не существует. Тем временем многие задачи требуют решения в рамках складывающихся экономически, а не административно-территориальных объединений. Например, развитие новосибирского Академгородка затрудняет проблема земельной собственности - для строительства инфраструктурных и жилых объектов необходимо переводить участки из федерального владения в муниципальное. Директор новосибирского Академпарка Дмитрий Верховод привел другой пример: сотрудники научных институтов и инновационных компаний испытывают неудобства из-за того, что живут в одном муниципальном образовании, а работают в другом. Так, молодые ученые, проживающие в специально построенных для них малоэтажных домах в поселке Ложок, согласно закону смогут водить своих детей только в местные детские сады. "Предпочтительным вариантом для нас является выстраивание межмуниципальных отношений в рамках агломерации", - подчеркнул Верховод.
Другая проблема - транспортная. По мнению Сергея Заусаева, главного градостроителя СибНИИ градостроительства, одного из разработчиков концепции Новосибирской агломерации, решать ее нужно за счет строительства скоростных магистралей, которые позволят перемещаться из одной отдаленной части города в другую, минуя центр, и тем самым снимая угрозу транспортного коллапса при растущих нагрузках. Наряду с этим, по словам министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Дениса Вершинина, в обход облцентра будут сформированы глобальные маршруты, сочетающие использование автомобильного и железнодорожного транспорта. Тщательная проработка и увязка между собой этих проектов позволит, с одной стороны, обеспечить решение транспортных задач внутри агломерации, с другой - развивать межрегиональные и международные грузопотоки.
Еще один фактор - градостроительная политика. Полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский убежден, что при развитии агломераций муниципалитеты должны следовать новым архитектурным и градостроительным подходам. "Мы понимаем, как решать социальные вопросы, но не понимаем, как строить", - подчеркнул полпред. Он пояснил, что сегодня города России развиваются за счет строительства новых микрорайонов на окраинах, при этом на уже освоенных территориях пространство используется неэффективно. Плюс к этому назрела необходимость выноса из жилых зон хаотично размещенных индустриальных объектов в специальные промышленные парки.
При создании агломераций определяющее значение имеет объективная готовность территорий к таким проектам. Их нельзя инициировать "сверху".
- Искусственное создание агломераций невозможно, - отметил Виктор Толоконский. - Они формируются самостоятельно на территориях с развивающимися экономическими, транспортными и другими видами связей.
- Это объективный процесс, независимый от того, хотим мы этого или нет, - говорит градостроитель Сергей Заусаев. - Все крупные города в мире формируют вокруг себя агломерационные связи.