Законопроект вводит два совершенно новых понятия для налогового законодательства: контролируемая иностранная компания и налоговое резидентство организации. Причем контроль над компанией предполагается как прямой, так и косвенный (через другую компанию). Это существенно расширяет потенциальный круг налогоплательщиков. "Изменения направлены на противодействие уклонению от налогообложения внутри страны путем аккумулирования доходов налогоплательщика в низконалоговых юрисдикциях, законодательство которых не предусматривает обязанности раскрытия информации о налогоплательщиках. Отмечу, что налогообложение по налогу на прибыль контролируемых иностранных компаний - мировая тенденция, и в этом плане чиновники не придумали ничего нового", - говорит партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Кирилл Горбатов.
Насколько эффективно эти поправки решают задачу по деофшоризации экономики? На этот вопрос нет однозначного ответа. "Все будет зависеть от возможности реализации положений закона и практики их применения. Так, основная санкция за неисполнение налогоплательщиком вводимых законопроектом обязанностей составляет 100 тыс. руб. Это не самые жесткие санкции. На практике же может оказаться, что дешевле заплатить штраф, чем нести издержки по сбору документов контролируемой иностранной организации (расходы, связанные с подготовкой специальной финансовой отчетности, проведением аудита, переводом документов на русский язык). При этом неясно, какими источниками информации будут пользоваться налоговые органы для выявления незадекларированных иностранных компаний", - рассказал Кирилл Горбатов.
"Законопроект получился излишне жестким и требовательным к налогоплательщикам - предложенная им процедура администрирования и сопутствующие процессы получились чуть ли не более сложными (и требующими больше расходов), чем сама обязанность уплатить налог. Если закон будет введен в такой форме, он, к сожалению, породит только очередную волну уклонений от налогов и загонит бизнес глубже "в тень". В законопроекте смущает многое. Во-первых, очевидно, занижен порог владения, с которого компания считается контролируемой. Сейчас это 10%, что значительно ниже общемировой практики. Во-вторых, налоговую базу для исчисления налога предлагается считать по правилам российского налогообложения. Однако большинство иностранных компаний ведут учет так, как это установлено их местным законом", - сообщила замдиректора департамента международного налогового планирования юридической фирмы "Клифф" Наталья Кордюкова.