Региональные стратегии развития рынков труда мало где разрабатываются, а те, что содержатся в долгосрочных Концепциях субъектов РФ, не позволяют бизнес-сообществу видеть реальную перспективу с обеспечением кадрами. Стратегии развития рынка труда нет и на федеральном уровне. А она крайне необходима не только для оценки инвестиционных потенциалов территорий, но и для принятия решений в миграционной политике, профессиональном образовании, оценки социальной нагрузки на бюджет и возможностей по ее сокращению за счет трудовой активности населения.
Прогнозы, сделанные Институтом научно-общественной экспертизы, подтверждают, что к 2050 году в России численность населения в трудоспособном возрасте снизится с нынешнего уровня в 85 миллионов человек на 12-25 миллионов. Сокращение будет происходить даже при самых оптимистичных показателях рождаемости и смертности. Причина падения трудового потенциала - низкая численность поколений 1990-х годов, которые приходят на рынок труда. А в 2030-2040 годах трудового возраста достигнут их дети.
Избыток трудовых ресурсов, под который регионы привлекали инвесторов, и борьба с безработицей уходят в прошлое. Дефицит кадров будет нарастать. Решать же его за счет внешней миграции - экономически неэффективно и социально рискованно. Поэтому в ближайшем будущем на федеральном и региональном уровнях следует принять меры по снижению смертности мужского населения в трудоспособном возрасте (ежегодно страна избыточно теряет 350-400 тысяч человек в данной категории). Кроме того, потребуется включение в деловую и трудовую активность отдельных групп населения: женщин в отпуске по уходу за детьми до трех лет, трудоспособных инвалидов, молодых пенсионеров и самозанятых граждан.
Сбережение и развитие трудовых ресурсов - это межведомственная задача органов здравоохранения, труда и социальной защиты, образования, молодежной политики. И решаться она должна в рамках специальной стратегии или государственной программы.
Ключевую роль в развитии деловой и трудовой активности населения следует выполнять службам труда и занятости. Сейчас они по старинке реализуют социально защитные функции, а их нужно модернизировать в Центры деловой и трудовой активности.
Такой пилотный проект с февраля текущего года осуществляет администрация одного из регионов Поволжья. Там создана рабочая группа, в состав которой помимо чиновников вошли представители кадровых агентств и деловых кругов региона. Сегодня совместными усилиями формируется модель Центра с новым функционалом, в основе которого - решение кадровых проблем для инвесторов, создающих высокопроизводительные рабочие места.