01.04.2014 12:03
    Поделиться

    Генерал КГБ рассказал, что мешает ему стать фермером под Суздалем

    Известный политик, занявшись сельским хозяйством, вынужден два года "закапывать деньги в землю"
    Перед этой встречей в Суздальском районе на память пришла сказка о том, как мужик двух генералов прокормил. Но в данном случае все наоборот: накормить земляков и в гораздо большем количестве собрался бывший генерал КГБ, москвич Александр Стерлигов.

    Он продал квартиру в столице и отправился во Владимирскую область. Тут у него была куплена земля, здесь и решил заняться фермерством. И вот два года преодолевает всевозможные бюрократические препоны. Конца им пока не видно.

    Дюжина столоначальников

    - Я, конечно, понимал, как сложно продвигать свое дело, - говорит Александр Стерлигов. - Но когда сам решил создать крестьянско-фермерское хозяйство, то столкнулся с такими вещами, которые вызывают вопросы: контролируют ли чиновники ситуацию? Понимают ли, что происходит внизу, когда говорят, мол, намерены помогать малому бизнесу и создавать условия для его развития?

    ...Только для того, чтобы в его дворе, как в любом другом, появился свет, будущему суздальскому фермеру пришлось получать подписи в двенадцати департаментах. Ведь для столба, на котором предстояло повесить лампочку, нужно было выделить землю, сделать геодезические съемки и получить массу разрешений. Порядок есть порядок, и генерал, как человек военный, с этим согласен. Удивило его другое: где же в области то самое "одно окно", о котором так много говорят?

    - Зачем бегать из департамента в департамент, если можно решить эту проблему в одном месте? - удивляется Александр Стерлигов. - Почему предпринимателю, получившему разрешение на строительство, нельзя прийти в одно место и написать заявление: мне нужно электричество? Ему должны сказать, сколько это будет стоить, а через три или шесть месяцев позвонить и сообщить: ваши документы готовы, приходите. Нет же, создали условия, когда у каждого столоначальника нужно получить подпись, а почему бы им самим не пообщаться друг с другом?

    Генерал признается, что пока утрясал дела, один из заместителей губернатора по-дружески посоветовал не заниматься сельским хозяйством. Дескать, сейчас от него одни убытки.

    - Он меня спасал от затрат, - продолжает Александр Стерлигов. - А меня не надо спасать, я хочу на землю прийти! Лучше скажите, что вы можете сделать, чтобы я мог заниматься фермерством. Если б я к нему пришел и изложил, с чем тут столкнулся, а он бы подумал, как это преодолеть, я б его понял. Но у него не возникло такого желания.

    Школа Смиртюкова

    В процессе споров с различными структурами за электричество и другие элементарные блага генералу Стерлигову пришлось не раз слышать от чиновников ответы в стиле: акционерное общество нам не подчиняется. Однако бывшего руководителя союзного значения подобные аргументы не убеждают.

    - Я организовывал дела покрупней, чем у них! - говорит он. - Приглашаете к себе всю дюжину руководителей департаментов и даете им две недели на подготовку согласованного проекта: что нужно, чтобы предприниматель обратился в "одно окно". И пусть этот газовщик или электрик скажет, что он вам не подчинен! Последует один звонок губернатора в вышестоящую организацию: дескать, уберите из области этого руководителя и назначьте другого. Так что никто и возразить не посмеет.

    Александр Стерлигов гордится, что после ухода в отставку из комитета госбезопасности прошел школу аппаратной работы у управляющего делами Совета Министров СССР Михаила Смиртюкова. В отличие от современных вельмож, он жил очень скромно, но был профессором аппаратной работы.

    Только для того, чтобы в его дворе появился свет, будущему суздальскому фермеру пришлось получать подписи в двенадцати департаментах

    - Когда на заседании Совета Министров возникал какой-то вопрос и надо было его решить - найти прецедент или на что-то сослаться, - пока премьер Николай Иванович Рыжков что-то говорил, Михаил Сергеевич подзывал свою помощницу и объяснял: вот там-то возьмите распоряжение, Молотов подписал его в тридцать шестом году, и принесите сюда, - рассказывает ветеран.

    Запомнился управделами не только компьютерной скоростью в решении проблем, но и умением отстаивать государственные интересы. Когда ведомство давало свой проект для постановления правительства, он отправлял его к экспертам. И если убеждался, что идею продвигают только для того, чтобы выбить деньги из бюджета, готовил свой проект и еще до заседания правительства аргументированно докладывал премьеру, что ведомственный - не годится. Современным аппаратчикам, по мнению Александра Стерлигова, до такого далеко.

    Дело с трубой

    От околицы деревни, где проходит газовая ветка, до забора крестьянского хозяйства Стерлигова всего 150 метров. Однако подводка газа хозяину, по его весьма скромным подсчетам, обойдется в миллион рублей.

    Он уверен: цена подключения завышена как минимум вдвое! Только за проект пришлось заплатить 150 тысяч, да еще за его экспертизу у газовщиков 70 тысяч.

    - Но если дали лицензию проектной организации, то какая еще нужна экспертиза? - возмущается он.

    В 300 тысяч фермеру обойдется и прокладка газопровода - выкопать трактором "Беларусь" траншею глубиной в метр и уложить в нее трубу.

    - Трактору тут работы на три дня по восемь часов. Час - тысяча рублей, значит, стоить будет 24 тысячи, - считает Александр Стерлигов. - Плюс зарплата трактористу - пусть даже 50 тысяч. Но откуда же 300 тысяч? Это просто хамство. И со мной согласны газовщики, которые всю жизнь проработали в этой сфере.

    Во дворе уже лежат 150 метров труб, за которые заплачено 250 тысяч. И фермер уверен: цены на материал тоже завышены. Ста тысяч хватило бы с верхом, но там тысячи посредников, и все наживаются, как могут. А напоминание о рыночной экономике его только раззадоривает.

    - Рынок создаем мы с вами, - раздражен генерал. - Если люди забыли о совести и чести, идут по пути ограбления друг друга, то и рынок будет без совести и чести. Зачем этому потакать, если есть какие-то опорные точки. Есть средняя зарплата в стране, в области. Если в области она 20 тысяч, почему у газовщика или энергетика она должна быть в 10 раз выше?

    Готов делиться

    Окунувшись в новое дело, москвич не устает удивляться. Например, почему он как индивидуальный предприниматель должен платить за электричество по двойному тарифу, хотя у него освещается только дом, как и у других жителей деревни.

    - Я не против этого решения, если в хозяйстве появятся куры, овцы, другая живность, затеплится жизнь. Но почему, не получив ни рубля дохода, я должен платить как промышленник? - не понимает Александр Стерлигов.

    Несмотря на солидный возраст и жизненный опыт, не все понятно ему и с пенсионным налогом. И недавно, придя в региональный пенсионный фонд, задал "глупый" вопрос инспектору: "Готов делиться, но дайте мне начать зарабатывать, пока я два года деньги только закапываю! С чего же вы берете налоги?". А в ответ услышал: "Мы и сами не знаем".

    - Я ее как бывший управленец спрашиваю, почему вы не докладываете начальству, что это неправильно? - сетует Александр Стерлигов. - А кто, говорит, нас слушает. Как же работать, если никто никого не слушает? И дело не в равнодушии. Просто однажды им сказали: не суйте нос. Человек так устроен. Когда ему пару раз по носу стукнут, на все махнет рукой.

    Вопрос ребром

    До суда Стерлигов пока не дошел. Но такая перспектива очевидна. Кроме скотного двора, амбара, пекарни и теплиц, он решил построить два дома - для себя и рабочих. Фермер - человек пожилой, без помощников не обойтись. Нашел семью из Ставропольского края, которая готова заниматься сельским хозяйством на суздальской земле.

    Жилье для них почти готово, есть и официальный адрес. Но регистрировать дом в регпалате отказываются, потому что он построен на земле сельхозназначения. А в крестьянской семье двое детей, и без прописки в школу их не примут.

    - В регистрационной палате говорю: если мне здесь жить негде, я из Москвы должен каждый день приезжать и кормить овец? - рассказывает фермер. - Отвечают: приносите решение суда, мы тогда зарегистрируем. Я встретился с адвокатом. Оказалось, такое на каждом шагу. Но это же явная глупость. Куда смотрит власть? Почему не выходит с законодательной инициативой, не берет решение этого вопроса на себя, а заставляет меня идти в суд? Мне 70 лет, каждый год дорог, и я хочу успеть еще что-то сделать, - ставит вопрос ребром Александр Стерлигов.

    Будет ли ответ?

    Поделиться