Новости

01.04.2014 00:43
Рубрика: Экономика

Долги растут

Регионам нужно дать возможность пополнения доходной базы
Министр финансов Антон Силуанов выступил против передачи части налоговых полномочий регионам. "Такая дифференциация приведет к тому, что богатые станут еще богаче, а бедные регионы не получат адекватной доходной базы", - считает он. По его данным, сейчас только в 10 регионах аккумулируется 71% налоговых доходов от НДС, 91% НДПИ, 61% налога на прибыль. Эти цифры министр привел на конференции в Совете Федерации.

Антон Силуанов полагает, что необходимо очень аккуратно подходить к предложениям по передаче доходов с федерального уровня на региональный. К примеру, НДПИ отчисляют небольшое количество регионов и при распределении это приведет к еще большей дифференциации территорий. Такая же ситуация и с налогом на прибыль. Фактически 54% налога на прибыль сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому, передавая больше этого налога в регионы, в первую очередь в выигрыше окажутся два крупных субъекта страны.

Главы регионов с минфином не согласны. Так, губернатор Тульской области Владимир Груздев считает, что налог на прибыль стоит полностью зачислять в региональный бюджет, по его подсчетам, это позволит местной казне рассчитывать на солидную прибавку в 800 млн рублей (расчеты по итогам 2014 года). Для Тулы это огромные деньги, тем более что за счет передачи части полномочий на региональный уровень некомпенсированные расходы области в прошлом году составили 400 млн рублей.

Глава минфина напомнил, что в 2013 году регионы получили из федерального бюджета 515 млрд рублей в виде 92 субсидий, в 2005 году таких субсидий было лишь 17, а их сумма составляла 44 млрд. Антон Силуанов всерьез обеспокоен, что территории наращивают дефицит бюджетов. Так, по его словам, прошлый год стал рекордным по объему дефицита регионального бюджета, он составил 642 млрд рублей. "Такого никогда не было, дефицит достигал максимальной отметки в 50-100 млрд", - возмущался министр. - Причем в ближайшей перспективе изменений в лучшую сторону не предвидится. Мы не видим возможности сейчас прогнозировать увеличение прибыли предприятий и налога на прибыль. Отмечаем, что динамика фондов оплаты труда тоже сокращается, поэтому НДФЛ также не будет расти такими темпами, как раньше. Тем не менее расходные обязательства существуют, и их нужно выполнять".

Глава минфина полагает, что в такой ситуации, скорее всего, стоит больше полномочий давать регионам в управлении своими расходами, которые сейчас регулируются из Москвы. И привел в пример работников образования, которые работают в сельской местности и имеют право получать социальные льготы. "Со всеми подобными льготными преференциями должны разбираться местные власти, адресно решая необходимость их отмены или, напротив, перевода в денежную форму", - считает Силуанов.

Минфин придерживается позиции, что субъектам РФ тоже должно быть предоставлено больше возможностей пополнения доходной базы. К примеру, налог на имущество физических лиц, который будет передан в ведение территорий, станет постоянным существенным источником пополнения местной казны.

Для крупных городов большой проблемой в виде выпадающих доходов стал НДФЛ. По словам Владимира Груздева, почти 20% трудоспособного населения Тульской области работают за пределами региона. Соответственно и налоги остаются у соседей, но при этом все социальные обязательства лежат на области. Глава региона предложил зачислять НДФЛ по месту регистрации налогоплательщика.

С этой идеей согласилась зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежда Максимова. По ее словам, подобный эксперимент планировали провести в ряде регионов еще в начале 2000-х годов, но не получилось. Сейчас появилась налоговая база, и есть возможность проводить такие платежи по месту регистрации человека. "Давайте сейчас проведем эксперимент и посмотрим, к чему это приведет", - предложила депутат.

Для улучшения налоговой базы финансисты также активно предлагают постепенно вводить прогрессивную шкалу НДФЛ. "Кроме того, чтобы местные бюджеты получали стабильный доход, нужно вернуться к введению налога с продаж", - предлагает Максимова. Она также считает, что нужно оценить те полномочия, которые выполняют и регионы, и муниципалитеты. "Для начала увеличить источники покрытия дефицитов. Укрупнить субсидии, а их основную часть распределять законом о бюджете. А методики распределения субсидий должны утверждаться до начала нового финансового года, чтобы не было задержек в перечислении дополнительной помощи из федерального бюджета", - рассказала Надежда Максимова.

Пока же регионы активно занимают недостающие деньги, в том числе у коммерческих банков. Долги субъектов перед ними в прошлом году выросли почти в два раза - на 300 млрд рублей, сообщил Антон Силуанов. Только за четвертый квартал 2013 г. субъектами РФ были осуществлены заимствования в Сбербанке на 290,2 млрд руб.", - отметила замглавы Счетной палаты Вера Чистова. Силуанов заявил, что государство готово заменить дорогой коммерческий долг более дешевыми бюджетными ресурсами. Но здесь есть опасность, что регионы подпадут под более пристальный контроль Счетной палаты. В прошлом году СП провела в 19 регионах проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов. Нибольшее количество нарушений обнаружили в Костромской области - почти на 20 млрд руб. В антилидерах также Курская (более 11 млрд), Магаданская (3,2 млрд), Челябинская (5,8 млрд) и Нижегородская (2,8 млрд руб) области.

Экономика Казна Бюджеты регионов Экономика Финансы Налоги Правительство Минфин