В Ростовской области ликвидировали незаконный трубопровод на Украину

Очередной нелегальный трубопровод, качающий ГСМ с российской территории на Украину, перерезали сотрудники Южной оперативной таможни в Ростовской области. Под пустырем, разделяющим два жилых района донского города Донецк, на глубине около двух метров, пролегали несколько пластиковых труб диаметром по 100 миллиметров. Они проходили под проезжими дорогами, лугом и оврагами и тянулись в сторону украинской границы, к поселку Беленькое Луганской области.

Экскаватором удалось разрушить часть этой магистрали - более полутора километров. Несколькими днями ранее сотрудники оперативно-разыскного отдела Ростовской таможни обнаружили еще три нитки незаконных подземных нефтепроводов. Для их демонтажа пришлось применить тяжелую строительную технику. Такие же трубы найдены в двух километрах от российско-украинской границы, в стороне от автодороги Гуково-Червонопартизанск.

До этого - еще один случай незаконной перекачки нефтепродуктов от хутора Шеверев Ростовской области в сторону Нижней Герасимовки Луганской области Украины. Общая протяженность каждой из двух ниток - более трех километров.

По сведениям оперативников, за сутки через один трубопровод контрабандно может перемещаться около 50-60 тонн ГСМ. Для их перевозки понадобилось бы шесть бензовозов. При этом солярка, пересекая границу, не облагается никакими пошлинами. На "той" стороне она вдобавок сразу умножается в цене: стоимость горючего на Украине практически вдвое выше, чем в России.

Мы пытаем местных полицейских - разве можно незаметно провести крупные земляные работы, подгонять немаленькие бензовозы? В ответ нам рассказывают, на какие только ухищрения не идут контрабандисты. Траншеи под трубопроводы роют зачастую в труднодоступных местах, по ночам. Однажды трубы проложили прямо по дну реки. В неприметный дом у границы топливо доставлялось на грузовиках, а затем транспортировалось по трубопроводу на Украину.

- Контрабандисты стараются спрятать трубы как можно глубже, чтобы их невозможно было найти, используют спецустройство "Крот", - рассказала "РГ" пресс-секретарь Южной оперативной таможни Татьяна Пономаренко. - Маршрут нефтепровода пролегает извилисто, был случай - трубы уходили под рельсы железной дороги, и достать их было совершенно нереально.

При этом организаторов "горючего" бизнеса практически невозможно поймать за руку. Таможня, ФСБ, МВД находят "ниточки" трубопроводов, но на этом они и обрываются. Кто их хозяин - неизвестно.

- В течение нескольких лет на территории поселка Чертково действовала группа контрабандистов, которые пешим порядком переносили в руках через границу канистры с бензином. За одну ночь пять-шесть человек переносили до 20 тонн бензина. На украинской стороне стоял оборудованный дом, где добыча сливалась в емкости, а уже к утру бензовоз увозил ее вглубь страны, - рассказывают в региональном управлении ФСБ. - Конечно, "носильщиков" ловили, и не раз, но сам организатор долгое время выходил сухим из воды. Некто Ищенко привлекал на легкий заработок молодых ребят. Была разработана спецоперация, и наконец его взяли - за дачу взятки полицейскому.

Глава поселковой администрации Чертково Анатолий Нестеренко лично показал нам заброшенный мясокомбинат.

- Когда скот гнали на убой, путь ему преграждала железная дорога. Поэтому построили подземный ход. Позже прямо через цеха комбината проложили границу, убойный цех оказался на российской стороне, а заготовительный - на украинской. Предприятие в итоге умерло, а через подземный ход текла река контрабандного топлива!

За прошлый год, по данным Южной оперативной таможни, ликвидировано четыре канала контрабандного топлива, в этом - уже четыре.

Тем временем

По территории 16 районов Ростовской области проходит три участка действующих нефтепроводов, общая протяженность которых - около 670 километров. Ежегодно фиксируются десятки случаев незаконных врезок. В основном кражи нефти совершаются из нефтемагистрали Самара - Тихорецк на территории Сальского района.