В опросе участвовали представители 40 профессий. Оказалось, тяжелее прочих более высокую зарплату коллеги переживают HR-менеджеры и бухгалтеры. Следом за ними идут "несправедливо обойденные" аналитики, а также учителя (преподаватели), экономисты и психологи. А вот большинство продавцов-консультантов, узнав о более высокой зарплате коллег, постарается превзойти конкурентов. Так же поступят более половины охранников и неквалифицированных рабочих. Как стимул работать лучше примут эту информацию дизайнеры, региональные представители, менеджеры по продажам, водители, банковские операционисты, системные администраторы и менеджеры по туризму. А у значительной доли менеджеров по рекламе, секретарей, переводчиков, пиарщиков и менеджеров по маркетингу желание усердно работать скорее пропадет. Многие из обиженных пытаются "разобраться с начальством", другие анализируют, в чем их упущения. А третьи начинают искать новое место работы, где их таланты оценят по достоинству.
- При приеме на работу с каждым соискателем обычно ведут переговоры не только о зарплате, но и о системе мотивации, - поясняет директор кадрового агентства "Аспект" Людмила Зимина. - Многое зависит и от характера работы. Если кто-то работает не только за зарплату, но и за процент от продаж или количества обслуженных клиентов, то многое зависит от его старания. Но бывает, что сотрудника берут на развитие перспективного направления, где ждать сиюминутных доходов не приходится. Тогда используются стимулирующие премии, и такой сотрудник может получать даже больше, чем тот, кто работает на привычном участке. Чтобы не было в коллективе интриг и склок, обычно информацию о заработках скрывают, и я думаю, что это правильно. Мы все вышли из советского прошлого, в нас сидит привычка к уравниловке, а это не способствует развитию.
- Около четверти вакансий, размещенных на нашем портале, не содержат информации об уровне предлагаемого дохода, - говорит руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова. - Есть несколько причин, которые могут побуждать работодателей не указывать зарплату в вакансии. Некоторые не хотят, чтобы уровень дохода на той или иной позиции стал известен другим сотрудникам компании. В основном это касается небольших организаций, где подбор персонала не является массовым. В других случаях работодатель держит в голове большую вилку зарплат, планируя делать индивидуальное предложение каждому соискателю в зависимости от его знаний и опыта. Наконец, бывают ситуации, когда формирование зарплатного предложения происходит с учетом не только опыта конкретного кандидата, но и его личных ожиданий и предпочтений. При этом индивидуальное предложение делается не только в части зарплаты, но и в части компенсационного пакета. Это касается руководителей высшего звена и редких специалистов. Кстати, среди вакансий для топ-менеджеров доля предложений с договорной заработной платой достигает 48%.