Визовые центры Teleperfomance, нового партнера сервисно-визовой службы консульства Великобритании, открылись в России на прошлой неделе. Туристы, приходящие подавать документы в новый визовый центр в Москве (он приступил к работе 24 марта), с удивлением обнаруживают, что в здании еще вовсю идет ремонт. Однако самая большая проблема - многочасовые очереди, появляющиеся несмотря на то, что все заявители предварительно регистрируются на сайте и получают четко обозначенное время подачи документов. "Мои клиенты вчера приехали сюда к назначенному времени, к двум часам дня, но вышли только в десять вечера", - говорит представитель одной из туркомпаний.
Люди в ожидании большим хвостом стоят еще на улице, и путь только до первого соприкосновения с сотрудниками визового центра - того, чтобы должно было бы быть системой электронной очереди - занимает примерно часа два-три.
Стульев нет, все - вне зависимости от возраста и состояния здоровья - стоят. А дальше процедура выглядит следующим образом: заявитель показывает девушкам-сотрудницам распечатку со штрихкодом, подтверждающую, что он прошел регистрацию на сайте, после чего девушка вручную переписывает на листок бумаги двенадцатизначный код с распечатки и опять-таки вручную пишет - уже на другом листке бумаги - номер очереди. И это только начало процесса подачи документов на визу.
В итоге востребованной оказывается услуга VIP-зала. Стоимость услуги - 89 фунтов (чуть больше 5 тысяч рублей). VIP-зала как такового нет, но после оплаты можно пройти без очереди. Часть заявителей покупает этот сервис онлайн со своих мобильных устройств уже на месте, решив, что время дороже.
Сотрудники визового центра по мере сил и возможностей пытаются сгладить ситуацию: с заявителями общаются максимально корректно и доброжелательно, по вечерам работают не по графику, а, что называется, "до последнего клиента". Они рассчитывают, что со временем процесс наладится, и проблемы, связанные со стартовой стадией, будут решены. Однако это не слишком утешает тех, кто вынужден тратить на подачу документов по пять-восемь часов. "Я уже не хочу ни в какую Англию, я хочу только поскорее уйти отсюда", - говорит девушка-подросток, планирующая летом отправиться на языковые курсы.
Ассоциация туроператоров России (АТОР) уже направила обращение в посольство Великобритании с просьбой в сжатые сроки решить сложившиеся проблемы. В АТОР подчеркивают, что "туроператоров и туристов смена визового центра застала врасплох, а судя по количеству ошибок, сам визовый центр тоже оказался не готов к работе". По словам представителей российской туриндустрии, "создано много неудобств в процессе получения визы". В АТОР не исключают, что визовые проблемы могут повлиять на спрос в Великобританию.
Тем более что по факту меняются и сроки выдачи виз. "РГ" уже писала о том, что минимум 118 человек, большинство из которых школьники, не смогли выехать в Великобританию в последнюю декаду марта, поскольку их визы не были готовы к дате вылета.
Причем речь идет не об отказе, а именно о неоформленных визах, несмотря на вовремя поданные документы. Так что туристам имеет смысл не ориентироваться на заявленный консульством срок выдачи визы - 15 рабочих дней, а подавать документы заранее, минимум за 4-5 недель.
Туроператоры также рекомендуют не пренебрегать покупкой страховки на случай невыезда. Тем же, кто планирует посетить визовый центр, лучше на всякий случай запастись едой, терпением и хорошей книгой.