01.04.2014 23:01
    Поделиться

    На Кубани прошли Дни белорусского кино

    На Кубани в шестой раз прошли Дни белорусского кино
    Завершившиеся в кубанской столице Дни белорусского кино стали событием в культурной жизни края и подарком для представителей здешней диаспоры.

    Она объединяет свыше 50 тысяч человек. Большинство из них давно считают себя кубанцами, но не только не теряют связь с родиной, но и своих нынешних земляков стремятся заразить любовью к ней. Именно они шесть лет назад предложили проводить на Кубани Дни белорусского кино, ставшие родоначальником проекта министерства культуры края "Фестиваль европейского кино". В его рамках в течение года на экранах края показывают фильмы Украины, Сербии, Чехии, Франции, Венгрии, с нынешнего года - Швейцарии, но первыми стали белорусы. С их подачи кубанские зрители увидели за это время лучшие киноленты, созданные в разные годы на киностудии "Беларусьфильм", смогли встретиться с их создателями, известными артистами и режиссерами.

    - Это совместный проект министерств культуры двух стран, - говорит руководитель краевого государственного автономного учреждения "Кубанькино" Ирины Сынкова. - Мы стараемся, чтобы представленная палитра была разнообразной и отражала все тенденции современного белорусского кинематографа. Если в начале кубанские зрители могли оценить лишь художественные фильмы, то теперь - еще и документальные и анимационные.

    В программу нынешнего показа было включено около 20 работ, снятых в 2009-2013 годах. Открылся он получасовым документальным фильмом Галины Адамович "Шамбала", рассказывающем об уникальных природных местах - белорусских болотах. На островах, среди воды, и сегодня люди живут в согласии с природой, способной не только прокормить и подлечить, но и дать ощущение покоя и гармонии. "Ни в какой Тибет ехать не надо, если настоящая Шамбала здесь, рядом с нами", - размышляет один из героев документальной ленты, простой мужичок из полесской глубинки.

    Поэтизация обыденного - одна из отличительных черт документального белорусского кино. Его авторы бережно относятся к историческим фактам, не передергивая их в угоду времени.

    - Работы здешних кинодокументалистов участвуют в российских и международных фестивалях, поэтому я их хорошо знаю, - говорит председатель Краснодарского краевого отделения Союза кинематографистов России Валерий Тимощенко. - Чему бы они не были посвящены, герой каждой из этих лент любит свою страну и не скрывает этого чувства. Причем все это искренне, от души, без патетики и фальши. Так снимает Галина Адамович, другие режиссеры. Со многими я познакомился на фестивале "Листопад" в Минске, где был представлен мой фильм "Русский заповедник". Я тогда увидел, что белорусы ощущают себя народом, и это чувство стало опорой во всех их делах. Когда начинаешь снимать кино, всегда надо знать, кому его адресуешь. Некоторые стремятся понравиться Западу, а тут - исключительно своим землякам. Поэтому в белорусском документальном кино практически отсутствует фальшь.

    Четыре привезенные на Кубань документальные ленты посвящены историческим событиям и фактам. О тайнах сокровищ Радзивиллов рассказывают "Легенды Несвижского замка" Анастасии Мирошниченко. Еще один фильм этого режиссера - "Рана в сердце. Михал Клеофас Огинский" - о композиторе и дипломате, связанном с Беларусью духовными узами. Свыше 200 лет звучит знаменитый "Полонез Огинского", напоминая соотечественникам, что самая страшная рана сердца - это прощание с родиной, которую ты никогда не сможешь вернуть.

    Лента Зои Котович "Марк Шагал. Нереальная реальность", приуроченная к 125-летию со дня рождения художника, рассказывает о его безграничной любви к своему родному Витебску. Провинциальный город начала ХХ века с покосившимися заборами и безрадостным бытом Шагал поднял в созданный им космос, превратив жителей в громадные национальные фигуры и символы. Миру Марк Шагал подарил свой город, а любимому городу - бессмертие в своем творчестве.

    Кубанские зрители по достоинству оценили документальный фильм Валерия Карпова "Святая Римма", съемки которого проходили в том числе и на российском юге. Он посвящен судьбе уникальной женщины, героини Первой мировой войны Риммы Ивановой. Она родилась в Ставрополе, работала учительницей в гимназии, а с началом войны ушла на фронт, став сестрой милосердия. В сентябре 1915 года в бою у белорусской деревни погибли все офицеры ее роты. И тогда хрупкая девушка подняла солдат в атаку. Позиция была взята, но Римма получила смертельное ранение. Она стала единственной женщиной - кавалером офицерского ордена Святого Георгия IV степени.

    - В течение недели мы ежедневно показывали художественный, документальный и анимационный фильмы, - говорит координатор проекта Елена Сухачева. - Причем половина авторов - начинающие белорусские режиссеры, а большинство игровых лент адресовано молодежи.

    Краснодарский показ вслед за пронзительной документальной "Шамбалой" Галины Адамович продолжил игровой фильм Станислава Назирова "Вот это любовь", снятый в жанре комедии и наполненный искрометным юмором.

    - Давно так не смеялся, - делится впечатлениями кубанский белорус Иван Сотник. - Герои мне во внуки годятся, но смотрел на них с интересом. Ведь можно же делать такое веселое кино без всякой пошлости! Мне оно чем-то "Свадьбу в Малиновке" напомнило, хотя посвящено современной жизни.

    Иван Григорьевич родился и вырос в Бобруйске, а сейчас живет в кубанском городе Горячий Ключ, откуда вместе с ним в Краснодар приехала целая делегация.

    - Пригласил на просмотр руководителей нескольких национальных диаспор, - поясняет Сытник. - На наших встречах они постоянно слышат рассказы о моей родной Беларуси, а теперь смогли ее увидеть. Ведь в кинотеатрах такие фильмы практически не увидишь, там в основном голливудские ленты крутят. Замечательно, что теперь на Кубани проводятся Дни белорусского кино и мы можем не только фильмы посмотреть, но друг с другом встретиться. Из разных городов и районов края люди специально в эти дни в Краснодар приезжали.

    В первый день на показе присутствовали делегации из Сочи, Анапы, Крымска, станицы Динской. Людей в зале собралось так много, что часть зрителей выстроилась в проходе. Но тесно никому не было...

    Поделиться