Сегодня у предприятия накопилась большая задолженность по обязательным платежам. Так, долги по налогам и отчислениям в Социальный фонд составляют более 4 миллионов сомов. Причем около 400 тысяч из указанной суммы - пени и штрафы. Руководство пароходства уже обратилось в фискальные органы республики с просьбой предоставить отсрочки по погашению задолженностей до 2015 года.
Но последней каплей, которая способна потопить транспортное предприятие, стал судебный иск на 5 миллионов сомов. Финансовые претензии к ГП предъявил один из поставщиков угля, который утверждает, что именно по вине сотрудников пароходства в апреле 2010 года было расхищено несколько десятков тонн твердого топлива, которое предназначалось для ТЭЦ Бишкека и ряда социальных объектов Иссык-Кульской области. Доводы о том, что, согласно контракту, пароходство не отвечает за сохранность перевозимого груза, истца не убедили.
- Для нас этот иск был полной неожиданностью. Ведь прошло уже три года с того времени, как разворовали уголь. Его вывозили тогда беспрепятственно, мы ничего не могли сделать. В милицию обращались с просьбой выставить охрану, но бесполезно. Если суд вынесет решение в пользу истца, пароходство не сможет больше оставаться на плаву, - сообщил "РГ" директор предприятия Таалайбек Мукашев.
Стоит отметить, что из года в год "Иссык-Кульскому пароходству" обещали поддержку на разных уровнях. Даже специальную государственную программу принимали. Буквально в прошлом году правительство одобрило пакет документов, с помощью которого должна была начаться реанимация водный транспорта в республике. Но инициатива так и осталась на бумаге.
По словам Таалайбека Мукашева, предприятие сегодня балансирует на грани банкротства. Из-за бездумной политики прежнего руководства пароходства были арестованы и затем проданы по бросовым ценам три теплохода и пять грузовых барж. ГП не получает достаточного финансирования со стороны правительства, его судоремонтная база отдана в частную собственность, постовые домики и здания речных вокзалов приватизированы.
Ситуацию, которая сегодня сложилась вокруг самого высокогорного флота в СНГ, недавно рассматривали и в парламенте. Депутаты убеждены, что использование возможностей "Иссык-Кульского пароходства" для перевозки угля для теплоснабжающих предприятий области позволит государству ежегодно экономить до 10 - 12 миллионов сомов.
Председатель комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству парламента Киргизии Жусубали Исаев подчеркнул, что услуги пароходства окажутся особенно востребованы, когда начнется полномасштабное строительство Верхненарынского каскада ГЭС.
По словам заведующего отделом гражданской авиации и водного транспорта минтранса КР Медера Сапарова, ведомство обратилось в министерство финансов с просьбой выделить для пароходства пять миллионов сомов, но этого пока не произошло. "Если срочно не исправить ситуацию, переправка угля по воде прекратится. Топливо придется возить автотранспортом, что сразу скажется на его цене, экологии и состоянии дорог в области", - отметил Медер Сапаров.
По данным минтранса Киргизии, ГП "Иссык-Кульское пароходство" за 2013 год выполнило работы по перевозке угля на сумму 6,5 миллиона сомов. Это на 2 миллиона больше чем в 2012-м. Общий доход предприятия от производственно-хозяйственной деятельности составил свыше 11 миллионов сомов.