Идея объединения территорий под общей "вывеской" для совместной популяризации "опорного края" обсуждается уже несколько лет. Но дальше разговоров дело не двинулось, дав скептикам повод заявить: идея объединения региональных турпродуктов утопична. А иные и вовсе считают бессмысленным развитие сферы гостеприимства в "зоне рискованного туризма": на Урале ведь нет ни ласкового моря, ни средневековой архитектуры.
- Мировая практика показывает, что туризм является перспективным направлением экономического развития не только для курортных, но и для промышленных территорий, - возражает доктор экономических наук, руководитель центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН Елена Андреева.
Она приводит в пример Рурскую область в Германии - старопромышленный регион, который в постиндустриальный период, как и все, стал искать новые пути развития и в качестве одного из направлений выбрал туризм. Немцы разработали ряд событийных мероприятий, в частности фестиваль современного искусства "Рурская триеннале" и фестиваль короткометражного кино. А здания бывших заводов там превратили в музеи современного искусства и культурные центры. Елена Андреева считает, что Уралу ничто не мешает повторить этот опыт. Тем более что здесь достаточно интересных природных, исторических, культурных объектов.
- Уральские регионы заинтересованы в создании единого туристического бренда "Большой Урал", - уверена и заместитель директора Центра развития туризма Челябинской области Наталья Соловьева. - Это выгодно с той точки зрения, что каждую область в отдельности мало кто знает за рубежом, зато Урал у всех на слуху. К тому же многие иностранные туристы уже устали от традиционного экскурсионного отдыха. Для них становится все более привлекательным активный отдых на природе. А это как раз то, что наш край может предложить.
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев рассказал корреспонденту "РГ", что работа по созданию и продвижению единого бренда не стоит на месте. Однако требуются годы, чтобы увидеть результаты совместного труда и тем более ощутить экономический эффект. Ведь самое сложное и затратное - создать туристическую инфраструктуру. Впрочем, эксперт называет и существенную проблему, мешающую регионам эффективно работать сообща, - разные подходы и бюджеты.
- В прошлом году Свердловская область организовала первый международный форум "Большой Урал", на котором как раз и предложила соседям официально объединить усилия, - говорит директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова. - Соседи нас поддержали: девять субъектов РФ подписали соглашение о начале совместной работы (это шесть регионов УрФО, а также Башкортостан, Пермский край и Оренбургская область). Теперь на российских выставках мы будем представлять свои продукты на общем стенде под брендом "Большой Урал", а на международных - Great Ural.
На втором форуме "Большой Урал" планируется выработать уже конкретные механизмы взаимодействия: создать единый сайт и календарь мероприятий, обсудить возможность организации железнодорожных турмаршрутов между регионами, представить межрегиональные события как бизнес-идею. Ожидается также, что к соглашению присоединится Республика Коми.