01.04.2014 23:07
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Всегда был противником квотирования в кинематографе

    В минувшем году в российском кинотеатральном прокате было 350 художественных фильмов. Из них - 59 российских, на долю которых приходится около 20 процентов общих кассовых сборов. Причем подавляющую часть этой суммы собрали десять лент, лидером среди которых стал "Сталинград" Федора Бондарчука. При наличие более чем 3000 современных киноэкранов, из которых около сотни аймаксовских, можно сказать, что динамика в этой отрасли культурной индустрии вполне обнадеживает.

    Но все же не настолько, чтобы уже сегодня всерьез говорить о 50% квотах для российского кинематографа, о чем заявили некоторые депутаты Государственной Думы. Их патриотический порыв похвален, но жизнь, как писал еще А.П. Чехов, груба, и ее реальность довольно часто способна задушить самые восторженные, романтические представления о прекрасном. Головокружение от успехов всегда опасно (об этом еще тов. Сталин предупреждал 2 марта 1930 года в газете "Правда"), еще более опасно тогда, когда успехи не столь велики, чтобы воспарить над прозой жизни.

    Не скрою, всегда был противником квотирования в кинематографе. По сугубо экономическим причинам. В начале 2000-х, когда в стране было всего 150 современных залов, тоже раздавались голоса о необходимости ограничить показ американского кино. Но и тогда, и сегодня ясно, что для развития кинотеатров владельцам прокатных сетей нужен устойчивый рост доходов. А зрителям - кинотеатр, если не в шаговой, то и не удаленной доступности, да и с ценой билета, сопоставимой хотя бы с американской, а не превышающей ее в полтора, а то и в два раза, как у нас сегодня. Примечательно, что так и не найдена коммерческая модель создания новых экранов в малых городах, где проживает никак не меньше четверти граждан России. Равно как и серьезная государственная программа, способная реально изменить положение дел в городах и поселениях с населением менее ста тысяч человек.

    Рост доходов от кинопоказа сегодня прежде всего определяется ростом цен на билеты, а лишь затем увеличением числа кинозрителей. Это не очень хороший признак, - цены порой поднимают самым что ни на есть волюнтаристским способом, но в данном случае, смею полагать, работает и иная причина, - недостаток киноэкранов. Во Франции при населении чуть меньше 66 миллионов насчитывается более пяти с половиной тысяч современных киноэкранов. В России, - если исходить из количества граждан, - практически в пять раз меньше. Именно развернутая сеть обновляющихся кинозалов и производство в среднем 200 фильмов в год (как правило, более чем в 160 из них преобладает доля национального капитала) позволяет французам использовать гибкую систему поддержки отечественного кинематографа. В том числе и с помощью маркированного налога на выручку от продажи билетов на зарубежные фильмы, который идет прямо в фонд поддержки национальной кинематографии (у нас это вообще невозможно из-за иных принципов бюджетного законодательства). Повторю, подобный, в том числе и включающий квотирование, подход к поддержке национального кинематографа имеет смысл при наличии как минимум двух условий: развитой киносети и достаточном объеме собственного производства. Увы, ни того ни другого у нас нет. К тому же общие доходы от проката национальных кинолент в России сопоставимы лишь с затратами на их производство, что составляет лишь 35% средств, необходимых, чтобы результат творческих усилий мастеров дошел до широкой публики.

    Словом, если мы всерьез готовы рассматривать процесс замещения отечественными фильмами зарубежной продукции, то надо постараться выстроить стратегию собственного производства так, чтобы в обозримом будущем производить хотя бы 150 (а лучше 180) российских художественных кинолент в год. То есть увеличить собственное производство в три раза. Не уверен, что это произойдет в ближайшее десятилетие. И не только потому, что даже при самом благоприятном развитии экономики не удастся втрое увеличить государственное финансирование кинопроизводства в нашей стране. Обнаружится не только недостаток средств, но и нехватка сценаристов, режиссеров, операторов, способных создавать кинофильмы для широкой публики. Как известно, люди, способные рассказать толковую киноисторию, сегодня нарасхват, их счет идет на единицы. Поэтому сегодня может идти речь лишь о расширении репертуара кинотеатров за счет европейских, азиатских и латиноамериканских фильмов. За счет американского неголливудского, авторского кино, о чем говорил С. Говорухин.

    Но и здесь есть свои проблемы. Ни для кого не секрет, что голливудская продукция массового спроса сориентирована в большинстве своем на подростков и молодежь. Наиболее активная часть киноаудитории - люди в возрасте от 12 до 28 лет. Если она уйдет из кинотеатров, будет нанесен серьезный удар по их доходам.

    Именно поэтому процесс расширения репертуара потребует огромных рекламно-просветительских усилий, а значит, и материальных затрат.

    Когда хочется выдвинуть какую-нибудь благостную инициативу, призванную в корне изменить нашу жизнь, советую вспомнить М. Жванецкого и "быть тщательнее". Без этого, ну никак нельзя.

    Поделиться