Ваша компания - крупнейший частный оператор России в сфере ЖКХ. Снабжение населения водой, теплом и электроэнергией - совсем не спокойные и отнюдь не радужные виды деятельности. Каким образом вам удается выстраивать конструктивные взаимоотношения с заказчиками в лице региональных властей?
Игорь Дибцев: В ЖКХ, а особенно в сфере водоснабжения и водоотведения, которую мы определяем приоритетной для нашей компании, нужды регионов, как правило, значительно превосходят объемы реального бюджетного финансирования. Долгое время деятельность по обновлению городских сетей водоснабжения, канализационных трубопроводов и очистных сооружений практически не велась.
Сегодня картина меняется, но на решение накопившихся за прошедшие годы проблем, связанных с износом фондов и технологической отсталостью в ЖКХ, бюджетных средств катастрофически не хватает. В местных бюджетах их недостаточно не только на строительство новой или масштабную реконструкцию старой инфраструктуры, часто денег нет даже на ее содержание. Дефицит средств в регионах и тарифные ограничения позволяют реализовывать масштабные коммунальные проекты только на условиях софинансирования: из средств частного инвестора - на возвратной основе, и из бюджетных - безвозвратных ассигнований. Здесь на помощь приходит инструмент государственно-частного партнерства. Главная его цель - объединение усилий государства и частного капитала для создания эффективно функционирующей системы предоставления услуг высокого качества конечному потребителю, то есть жителям российских городов.
Означает ли это, что привлечение частных инвестиций остается единственным вариантом для городских муниципальных образований?
Игорь Дибцев: По сути, это спасение для коммунального хозяйства страны. Опыт государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ насчитывает более 10 лет. В этом "Российские коммунальные системы" были первыми. С 2003 года наша компания взяла в операционное управление коммунальную инфраструктуру в десятке регионов РФ и за этот период инвестировала в их коммунальное хозяйство около 16 млрд рублей. В настоящее время география нашего присутствия охватывает 9 российских регионов, около 170 муниципальных образований.
К примеру, один из городов, где мы сегодня работаем, - Самара. Износ сетей водоснабжения в этом мегаполисе, насчитывающем, по данным переписи 2011 года, 1 миллион 170 тысяч жителей, недавно составлял 74%, а канализационных сетей - 84%. Когда стало очевидно, что в рамках стандартного подхода силами муниципального предприятия проблемы не решить, был объявлен конкурс и привлечен частный оператор. Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области утверждена инвестиционная программа "Самарских коммунальных систем" на 2013-2019 годы, которой предусмотрены инвестиционные вложения в размере 3,6 млрд руб. Подписанный в Самаре договор предусматривает достижение качественных улучшений систем водоснабжения и водоотведения.
Очевидно, что это плюс для региона, но ведь одна из главных задач бизнеса - извлечение прибыли, не так ли?
Игорь Дибцев: Одна, но не единственная. Не менее важная задача - формирование репутации, без которой наш бизнес не может расширяться и работать на долгосрочной основе.
Что же касается прибыли, мы - частная компания, которой необходимы средства для ведения и развития бизнеса. В штате РКС работают более 18 тысяч человек, круглосуточно выполняющих задачу снабжения населения коммунальными ресурсами в совсем непростых условиях. В той же Самаре происходит более 13 аварий в год на каждые 10 километров сетей водоснабжения и водоотведения. И реагировать на происшествия работникам приходится вне зависимости от времени суток, погодных условий и уровня сложности возникающих проблем.
Кроме того, не имея необходимых ресурсов и возможности осуществлять инвестиционную деятельность, коммунальный оператор несет колоссальные техногенные и репутационные риски, поскольку количество инцидентов начинает расти, как снежный ком. Это значит, что мы постоянно должны думать о внедрении новых технологий и повышении операционной эффективности, нам постоянно нужны средства для инвестиций и оплаты процентов по привлеченным на эти цели кредитам. Только в 2013 году объем реализованной РКС производственной программы составил 27,66 млрд рублей, в том числе почти 3 млрд - объем выполненных ремонтных работ, и 1,9 млрд рублей - годовой объем инвестиций в новые объекты.
И вместе с тем у нас есть понимание, что от нашей работы зависит качество жизни более 6 млн потребителей коммунальных услуг. Простой пример - Петрозаводск. Был реализован крупнейший инвестиционный проект - полностью реконструированы водопроводные очистные сооружения, построены новые производственные объекты, внедрена технология двухступенчатой очистки. В итоге - колоссально улучшено качество водопроводной воды, сегодня она абсолютно чистая и прозрачная.
А правда ли, что когда из кранов Петрозаводска полилась чистая вода, у некоторых жителей едва не случилась паника?
Игорь Дибцев: Действительно, реакция горожан была довольно неожиданной. Сначала посыпались звонки с вопросами, все ли с этой водой нормально и можно ли ее пить, а затем жители стали запасаться впрок, заполняли водой всевозможные емкости, не надеясь, что ситуация с качеством воды изменилась надолго.
Комплексный подход к решению проблемы был очень результативен. Объем инвестиций в проект превысил 1,5 млрд рублей, привлекались и кредиты, и гранты, и средства из бюджетов всех уровней, включая деньги Инвестиционного фонда РФ.
В настоящее время, благодаря поддержке главы республики Карелия Александра Худилайнена, совместные усилия частного инвестора и региональных органов власти направлены на продолжение сотрудничества и реализацию крупного проекта по модернизации канализационных очистных сооружений, что позволит значительно улучшить экологию бассейна Онежского озера.
Это ваш самый крупный инвестиционный проект в области водоснабжения и водоотведения?
Игорь Дибцев: Помимо него крупные проекты были реализованы нами в Перми и Кирове. В Перми огромное количество стоков фактически без очистки попадало в Каму. Вдумайтесь! Более 20 лет от 50 до 100 тысяч кубометров отходов в сутки сбрасывалось в реку. Реконструкция биологических очистных сооружений кардинально изменила экологическую ситуацию.
Там же в Перми нам удалось реконструировать систему водоснабжения города и увеличить мощности Чусовского водозаборного узла, благодаря чему улучшилось качество водопроводной воды.
С 2003 года общий объем финансирования инвестпроектов в Перми составил около 2 млрд рублей.
Водные проекты действительно впечатляют. Но вы можете назвать аналогичные примеры из других сфер своего бизнеса? В частности, об успешном опыте партнерства с вашей компанией не так давно говорила губернатор Владимирской области Светлана Орлова.
Игорь Дибцев: Спасибо Светлане Юрьевне за положительную оценку нашей работы. Действительно, модернизация и развитие системы теплоснабжения города Владимира и ряда муниципалитетов Владимирской области - один из самых заметных примеров реализации государственно-частного партнерства. В рамках этого проекта нами было реконструировано и вновь построено 58 км тепловых сетей, 15 котельных общей мощностью 23,5 МВт.
Кстати, именно поиск наиболее оптимальных путей взаимовыгодного сотрудничества стал главной темой прошедшей в марте первой Российской недели государственно-частного партнерства.
Логика такого партнерства - частные инвесторы и государство в интересах своих граждан объединяют усилия и делают необходимое, полезное дело.
В рамках недели ГЧП "Российские коммунальные системы" стали лауреатом премии "Rosinfra" в номинации "Лучший оператор". Поздравляем! Заслужить премию в области ЖКХ дорогого стоит.
Игорь Дибцев: На общем фоне сформировавшегося за годы упадка в отрасли мнения о ЖКХ, как о чем-то непрозрачном, такое признание нашего профессионализма экспертами федерального уровня действительно имеет для компании большое значение. Мы понимаем, что репутация "Российских коммунальных систем" зависит не только от результатов нашей работы, но и от тех оценок, которые нам дают наши партнеры - представители местной власти. И именно репутация позволяет нам развиваться дальше.
Весь наш потенциал нацелен на долгосрочное сотрудничество. Наши основные принципы - ответственность, внимание к потребителю и строгое выполнение обязательств по достигнутым договоренностям.
И все же, согласно статистическим данным, в 2012 году 82% предприятий сферы водоснабжения и водоотведения показали отрицательную рентабельность. Какие из проблем отрасли вы бы назвали главными?
Игорь Дибцев: Проблем много, например - переход на прямые расчеты с конечным потребителем. Там, где между производителями услуги и ее потребителями стоит посредник в лице управляющей компании, в большинстве случаев начинают расти неплатежи и копиться задолженность, что мешает инвестиционной деятельности и в итоге ведет к социальной напряженности.
Но главная проблема - отсутствие системных и зафиксированных долгосрочных правил. В первую очередь - долгосрочного тарифного регулирования.
Строительный цикл крупных объектов в коммунальной отрасли - 5-7 лет, срок окупаемости инвестиций может растягиваться на десятилетия. Однако в тарифных решениях мы зачастую не видим свои горизонты планирования дальше чем на год. Если нет долгосрочного тарифа, финансирование организовать практически невозможно.
Даже утвержденная инвестиционная программа не является гарантией инвестиционной деятельности, поскольку необходимый объем средств может не учитываться в тарифных решениях.
В существующих реалиях потенциальный инвестор попадает в замкнутый круг. Без согласования с ФСТ России тариф с превышением предельного индекса может быть установлен органом регулирования только на основании утвержденной инвестиционной программы. В свою очередь, утвердить инвестиционную программу с действительно необходимым объемом инвестиций - невозможно, поскольку превышение предельного индекса является основанием для отказа. Вследствие задержек с реализацией инвестиционных программ растет моральный и физический износ объектов водоснабжения и водоотведения. Как следствие - увеличиваются потребности в инвестициях. И так по кругу.
Но и представителей региональных властей понять можно, они ведь вынуждены сдерживать рост тарифов.
Игорь Дибцев: Нужно понимать, что долгосрочный тариф - не значит высокий. Это шаг из замкнутого круга. В отличие от высокодоходных и, как следствие, рискованных сфер коммерческой деятельности, низкая рентабельность коммунального бизнеса и длительные сроки окупаемости проектов должны компенсироваться понятными, предсказуемыми и гарантированными перспективами. Инвестор должен знать, что, выполняя взятые на себя обязательства, он будет иметь пусть небольшой, но стабильный доход. А для того, чтобы эта уверенность появилась, субъекты РФ должны использовать право на установление долгосрочных тарифов.
Стоит ли сейчас акцентировать внимание на этой проблеме, если уже с 1 января 2016 года долгосрочное тарифное регулирование станет для всех обязательным?
Игорь Дибцев: К сожалению, в ряде регионов старение объектов ЖКХ уже достигло того уровня, когда времени на ожидание просто не осталось. Если мы не хотим рисковать в осенне-зимний период, необходимо принципиально оценивать состояние объектов ЖКХ и принимать сбалансированные тарифные решения, которые хоть и не дадут сиюминутных политических дивидендов, но в будущем обеспечат комфорт потребителей и качество предоставляемых населению услуг.
На примере Петрозаводска видно, что утверждение долгосрочных тарифов помогает привлечь к реализации инвестиционных проектов в коммунальной сфере и кредиты на выгодных условиях, и международные гранты. Так, для модернизации очистных сооружений столицы Карелии нам удалось получить поддержку международных кредитных организаций - Северного инвестиционного банка и НЕФКО, а также экологические гранты Министерства окружающей среды Финляндии и Экологического партнерства Северного измерения.
Чтобы выполнить поручения президента РФ и снизить к 2017 году количество аварий при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов не менее чем в полтора раза, меры необходимо предпринимать уже сегодня.