До того как Хубутия взялся поставить на ноги этого больного, в стране систему вспомогательного кровообращения имплантировали всего четыре раза. И только в клиниках федерального масштаба - региональные врачи браться за столь сложные операции не рисковали. Ведь это не пересадка сердца, которую давно освоили во многих городах-миллионниках, а вживление в него титанового нососа, помогающего перекачивать кровь. Да и сами насосы нужно было выписывать у производителей из США или Германии, что обходилось в 10 миллионов рублей за один прибор - не каждому региону оказались по плечу такие затраты.
Но недавно аналогичную разработку запатентовали и в Москве. Умельцы из Зеленоградского инновационно-технологического центра создали прибор, который и стоит в 2,5 раза дешевле, и по качеству отличается в лучшую сторону. "Трубка, по которой насос перекачивает кровь в аорту, имеет уникальное углеродное нано-покрытие, препятствующее оседанию частиц крови на ее стенках, - объясняет "РГ" ведущий научный сотрудник отделения неотложной коронарной хирургии НИИ Склифосовского, кардиохирург Сергей Шемакин. - Тем самым предотвращается риск образования тромбов, которыми организм может начать "протестовать" против внедренного в сердечно-сосудистую систему инородного тела".
У инновационного насоса есть только один недостаток - к нему прилагается сумка весом в полтора килограмма, где лежат аккумуляторы. С прибором их связывает тонкая трубка, аккуратно выведенная из живота пациента. Раз в сутки аккумуляторы надо ставить на подзарядку. К сожалению, мотора, способного работать в режиме вечного двигателя, ученые пока не придумали. Впрочем, москвич Владимир, над сердцем которого две недели назад потрудился доктор Хубутия, утверждает, что готов всюду носить с собой хоть мешок с углем.
"Прибор, который создали наши ученые, является полной альтернативой трансплантации сердца", - утверждает Анзор Хубутия. Экземпляр, который достался Владимиру, разработчики клинике подарили. Но, как говорит главный трансплантолог Москвы: "Есть договоренность с мэрией города о том, что пять приборов будут всегда лежать в запасе в нашем НИИ".