Расчисткой русла Днепра в Смоленске займутся белорусы

Республиканское унитарное эксплуатационно-строительное предприятие "Днепро-Бугский водный путь" Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в мае приступит к расчистке русла Днепра в районе Смоленска.

Расчистка русла Днепра в районе Смоленска не вошла в перечень работ, включенных в план подготовки к 1150-летию города, однако взяться за эту работу власти региона побудило строительство крупнейшего "юбилейного" объекта - набережной стоимостью свыше 600 миллионов рублей, а также попутно возникшие планы возрождения пассажирского и туристического речного судоходства. Несколько лет подряд на Днепре работал специальный отряд "Лидер" Центра спасательных операций особого риска МЧС, очищавший русло реки от опасных предметов, включая боеприпасы времен Великой Отечественной войны. По завершении этой работы - в 2013-14 годах - предполагалось провести расчистку и углубление русла.

Соответствующий проект в 2012 году был подготовлен ярославской фирмой за 1,6 миллиона рублей, первоначальная стоимость самих работ по расчистке русла по предварительным расчетам составила около 82 миллионов рублей. Первые две попытки провести аукцион и выбрать подрядчика для проведения работ оказались неудачными: сначала конкурс признали несостоявшимся из-за отсутствия участников, результаты второго аукциона отменила антимонопольная служба. На третий раз все получилось: госконтракт был заключен со смоленской фирмой "Неруд", которая пригласила в качестве субподрядчика предприятие "Днепро-Бугский водный путь" из Пинска. На балансе этого предприятия находится Днепро-Бугский канал с Белоозерской водопитающей системой и всеми ее гидротехническими сооружениями: судоходными шлюзами, напорными дамбами и т.д.

- Реализация проекта началась в 2013 году, - уточнил начальник департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии Роман Захаров. - Уже освоено 12 миллионов рублей, что позволило построить четыре площадки, где будет складироваться грунт, поднятый со дна реки. Расчистка русла будет проводиться в районе Смоленска, на протяжении 7,5 километров - от устья реки Вязовенька до очистных сооружений муниципального предприятия "Горводоканал". Это вернет реке приличный вид: она будет прочищена на 35 метров по ширине, пять метров каждого берега будут очищены от кустарника. Расчистка русла позволит нам привлечь средства федерального бюджета для проведения работ по укреплению и благоустройству берегов Днепра.

Как заявил Роман Захаров, в Смоленск белорусы прибудут по "большой воде". Участие белорусского предприятия в работе по расчистке русла Днепра не только гарантирует высокое качество работ (водные артерии Республики Беларусь, включая Днепр, используются по назначению, они судоходны). Поскольку субподрядчик придет в Смоленск вместе со всей своей техникой прямо по реке, русло фактически будет расчищено не только в Смоленске, но и ниже него, и Днепр, таким образом, станет судоходным.

Первое судно в Смоленске уже есть: двухпалубный речной трамвай типа "Колхозница", рассчитанный примерно на 40 пассажиров и обслуживаемый командой из трех человек - появился в Смоленске в 2009 году. "Смолянка" (такое имя получил теплоход) прибыла из Могилева и достаточно быстро обрела популярность - на ней играли свадьбы, проводили корпоративы, просто путешествовали. Компания, эксплуатирующая "Смолянку", приобрела понтон для обустройства плавучего ресторана, рассчитывала в перспективе увеличить число судов. Туристические компании Смоленщины, Беларуси и Украины начали обсуждать возможность прокладки в рамках еврорегиона "Днепр" сквозного водно-экскурсионного маршрута с обустройством под Смоленском пункта технического обслуживания судов.

Однако осенью 2011 года транспортная прокуратура обратилась в Промышленный суд города Смоленска с просьбой прекратить прогулки по Днепру на теплоходе "Смолянка". К речному трамваю у них никаких претензий не было, а поводом для иска послужили крайне обидные для великой славянской реки обстоятельства. Как оказалось, Днепр… не включен в реестр водных артерий России, не имеет навигационно-гидрографического обеспечения и инфраструктуры, обеспечивающей безопасное судоходство.

- Из реестра смоленский участок Днепра был исключен в 1979 году, когда сократили должность человека, следившего за его состоянием, - рассказал Сергей Астапенков, директор компании-владельца "Смолянки". - Решить эту проблему нетрудно: администрации субъекта Федерации достаточно выпустить нормативно-правовой акт о порядке плавания по внутренним водным путям Смоленской области

Справка "РГ"

В советское время в Смоленске существовала пристань Днепро-Двинского государственного пароходства, а при ней - судоремонтная мастерская. Для перевозки пассажиров использовались колесные пароходы "Пятилетка" и "Советская Беларусь", грузы доставлялись на баржах и буксирном пароходе "Правда". После Великой Отечественной войны речной транспорт перевозил грузы и пассажиров на участке протяженностью 134 км: от границы с Белоруссией до Дорогобужа. В период навигации теплоходы "Дон", "Енисей", "Десна" и "Днепр" перевозили до 125 тысяч человек.