03.04.2014 03:04
    Поделиться

    Коммунальщики призвали дальневосточников быть инициативнее

    Более 90 процентов жильцов занимают выжидательную позицию при решении проблем в сфере ЖКХ
    На межрегиональном совещании по развитию общественного контроля в сфере ЖКХ представители коммунальных, ресурсоснабжающих и общественных организаций Дальнего Востока и муниципальных органов власти пришли к выводу, что юридическая грамотность граждан сегодня крайне невысока, их активность - тоже. Что именно зависит в коммунальной отрасли от собственников жилья, разбирались корреспонденты "РГ".

    Поправить закон

    По данным главного контрольного управления Хабаровского края, осуществляющего надзор в сфере ЖКХ, в 2013 году с жалобами на работу жилищно-коммунальных служб обратились более десяти тысяч человек. В 2012 году, отмечает глава управления Денис Удод, эта цифра была почти в два раза меньше.

    Чаще всего жителей края возмущает стоимость жилищно-коммунальных услуг и качество работы управляющих компаний и ТСЖ. Только по данным СРО НП "ЖКХ-групп", по последней причине за шесть лет из организации исключили почти четверть ее членов - 37 из 160 компаний. Однако сводить все проблемы отрасли к проступкам конкретных предприятий, считает гендиректор "ЖКХ-групп" Борис Гладких, по меньшей мере недальновидно. Проблемы общие, потому и решать надо их сообща.

    Стоит отметить, что немногие жители догадываются, что некоторые житейские неудобства и лазейки для злоупотреблений "заложены" в нормативных документах, регламентирующих каждый шаг коммунальных и ресурсных компаний.

    - До сих пор в законе не определен полный объем работ, которые обязаны выполнять эти предприятия. А жильцы нередко хотят за вложенные три копейки получить качественные услуги. Так не бывает. Мы можем работать только на собранные деньги, а платить полностью и вовремя многие владельцы квартир не готовы. Необходимо поэтому ввести личную ответственность граждан за свое жилищно-коммунальное благополучие, - говорит Гладких.

    По данным краевого министерства ЖКХ, за первое полугодие прошлого года дебиторская задолженность коммунальных предприятий на 70 процентов состояла из долгов населения и насчитывала 3,2 миллиарда рублей.

    Немало сложностей и в организации работы: решения должны принимать общие собрания жильцов, но очень часто последние не хотят ни собираться, ни делегировать свои полномочия домовым советам. А случается и наоборот: делами заправляет домовой совет, который никто не избирал, а подписи избирателей оказываются фальшивками. Вообще, подделка подписей - головная боль не только коммунальщиков, но и надзорных органов.

    - Необходимо навести порядок. Составить реестр собственников и дать право надзорным органам проводить проверки истинности подписи, - говорит Борис Гладких. - А жителям надо избирать советы домов, куда войдут честные и активные граждане, готовые взять на себя решение тех проблем, которые жильцы не могут или не хотят решить сами.

    В состоянии войны

    Во Владивостоке расследуется уголовное дело по поводу рассылки двойных квитанций. Дублирующие друг друга жировки получили жители почти 500 домов в Ленинском и Фрунзенском районах города.

    В деле фигурируют две управляющие компании под названием "Эгершельд". Раньше УК с таким именем руководил небезызвестный в городе Вадим Глазунов, депутат городской думы, отправившийся в места лишения свободы за мошенничество. Вернувшись, как предполагают следователи, он решил восстановить статус-кво.

    Эта ситуация далеко не единственная.

    В Приморье до сих пор не разработаны регламенты контроля УК, стандарты управления домами и их передачи от одной управляющей организации другой

    Юрист, председатель ТСЖ "Толстовцы", член экспертного совета по качеству услуг ЖКХ при губернаторе Приморья Елена Лазаренко говорит, что рейдерские захваты происходят "перманентно". Некоторые дома меняли форму управления несколько раз.

    Главной приманкой для рейдеров становятся относительно новые дома и те, где выполнен капитальный ремонт: здесь не должно быть больших коммунальных проблем и, следовательно, затрат.

    - Во Владивостоке, в отличие от других муниципалитетов Приморья, развиты ТСЖ, но и здесь они занимают не более 14 процентов рынка. Оставшаяся часть - за управляющими компаниями, которые являются коммерческими организациями и призваны извлекать прибыль. Процент ее варьируется от десяти до 70, в зависимости от учредителя, - объясняет она.

    По мнению Елены Лазаренко, вина за ситуацию на рынке коммунальных услуг лежит на властях, не желающих замечать того, что творят муниципалитеты.

    Дело в том, что ни в краевом центре, ни в других городах Приморья до сих пор не разработаны регламенты контроля УК, стандарты управления домами, передачи домов от одной управляющей организации другой, изменения способа управления домом. В результате рейдеры имеют возможность "рисовать протоколы на коленке", а споры о правомерности их действий можно разрешить только в судах, которые длятся годами.

    При этом Елена Лазаренко подчеркивает, что в Москве, Санкт-Петербурге и еще 40 субъектах РФ, где подобные документы приняты, количество рейдерских захватов резко сократилось.

    "Захватывая" дома (и обычно привлекая к этому жильцов, недовольных нынешним управлением), УК рассчитывают на то, что ТСЖ самоликвидируется. Как правило, во время неразберихи собственники прекращают платить по счетам, ожидая развязки, требуя при этом, чтобы ходили лифты, вывозился мусор, а вода, тепло и электричество подавались без перебоев. В отличие от УК, товарищества, работающие на сбалансированном бюджете, не вытягивают таких затрат и добровольно покидают дома.

    Елена Лазаренко замечает, что многих проблем можно избежать, будь жильцы активнее. Сегодня более 90 процентов из них занимают выжидательную позицию.

    - Не ходишь на общие собрания - виноват ты. Не контролируешь качество работы УК - пассивен в отстаивании своих прав. Вся нормативная база для проверок есть, но в силу низкой юридической грамотности не все знают, как ее применять. А этим обстоятельством чаще всего и пользуются недобросовестные управляющие компании, - считает эксперт.

    Полюбите свой дом

    Дом на улице Толстого,3 в Петропавловске-Камчатском выделяется на фоне своих соседей: новая облицовка фасада, ухоженный дворик, в подъездах тепло и чисто.

    - Гости обычно думают, что у нас ТСЖ, и удивляются, узнав, что мы находимся под управлением УК, - говорит председатель совета дома Ирина Филиппова.

    Под началом этой компании более 1300 многоквартирных домов из почти двух тысяч, которые составляют жилфонд краевого центра. И, кстати, пожалуй, на Камчатке нет другой УК, которая получала бы в своей адрес столько претензий.

    Каким же образом жителям удалось навести у себя порядок, не меняя управдома?

    - Наш дом 1967 года постройки. Было море проблем, которые не решались, - рассказывает Ирина Филиппова. - Все стало меняться, когда мы создали совет дома. В него входят представители от каждого подъезда. Через них в совет поступают обращения и жалобы от собственников. Собрания жильцов дома проводятся по необходимости. Решения принимаем сообща.

    По ее словам, начинать надо с замены сетей.

    - В 2012-м мы поменяли систему отопления и электроснабжения, усовершенствовали тепловой узел. Практически во всех квартирах установили индивидуальные приборы учета. В результате была снижена плата за электроэнергию, за ГВС. После чего мы взялись за ремонт подъездов, фасада, благоустройство придомовой территории. С нашей управляющей компанией работаем в связке. Она всегда идет нам навстречу.

    Как говорит Филиппова, среди жителей дома еще остаются инертные люди. Но таких уже меньшинство. Об остальных можно сказать, что они полюбили свой дом.

    - Обычно жильцы только требуют, но сами ничего не хотят делать, - говорит инженер ЖЭУ-5 Павел Нарушевич. - На Толстого, 3 отношение совсем другое. Здесь люди готовы решать общие проблемы.

    Как рассказывает Ирина Филиппова, к ней часто приходят из соседних домов за советом, просят "принять" к себе.

    - Но как я это сделаю, ведь у нас не ТСЖ? Я им отвечаю только одно: берите инициативу в свои руки, никто не сделает это за вас.

    Поделиться