70-летняя жительница Камышина, инвалид II группы, ухаживала за своим онкобольным мужем, пока сама не слегла. Ей потребовалась операция, и супруга пришлось поместить в хоспис, на государственный уход. А дальше Зорин стал тянуть с пенсионерки деньги за содержание мужа, который должен был находиться там бесплатно. За год в общей сложности старушка заплатила ему больше 100 тыс. рублей.
Это лишь один из эпизодов уголовного дела Александра Зорина, не чуравшегося брать деньги с родных онкобольных. После месяца пребывания "ракового" пациента в хосписе заведующий вызывал к себе кого-нибудь из его близких и объявлял, что дальнейшее пребывание человека, в лицо которого уже смотрела смерть, в медучреждении возможно только за деньги.
Хоспис при Камышинской городской больнице и Дом сестринского ухода существовали, по сути, под одной крышей, разделяясь только по документам, на бумаге. Обоими руководил Зорин. Различались медучреждения тем, что хоспис предназначался для инкурабельных, то есть неизлечимых онкологических больных, которые содержатся в нем бесплатно. А в Дом сестринского ухода за плату по вполне официальному прайсу родственники пациентов могли поместить своих близких, нуждающихся в услугах сиделки и медицинском наблюдении.
Зорин же придумал пациентов Дома сестринского ухода оформлять как онкобольных, подделывая медицинские карты и внося в них ложные диагнозы. Потому по документам пациенты содержались в хосписе бесплатно. Но не для их родственников - с них заведующий брал деньги.
- Преступления Зорина выявились, когда по городу пошли разговоры о поборах в хосписе, - рассказывает прокурор города Камышина Дмитрий Симанович. - Тогда полиция начала в отношении него оперативно-разыскные мероприятия. Один эпизод был задокументирован в ходе эксперимента, остальные вскрылись во время расследования.
Когда Зорина задержали, из сейфа в кабинете изъяли 85 тыс. рублей. Но когда следователи "размотали" весь клубок этого дела, выяснилось, что за несколько лет руководитель медучреждения обогатился больше чем на 3 млн рублей. В 2007 году сутки пребывания в хосписе стоили 170 рублей, в 2013-м уже 500 рублей. Почти как в гостинице экономкласса.
Во время следствия мошенник полностью признал свою вину и попросил рассматривать его дело в суде в особом порядке. В свое оправдание он говорил, что полученные незаконным путем деньги отнюдь не присваивал, а тратил на нужды хосписа: купил и установил душевую кабину для сотрудников, оборудовал комнату отдыха для персонала, делал текущий ремонт и поддерживал помещения в надлежащем виде. Смысл понятен: проведи заведующий эти деньги через "белую" бухгалтерию больницы, они пошли бы в общий котел, и какую часть из них потом выделили бы хоспису, неизвестно.
- Проблема в том, что мы не знаем, какую часть полученных денег он потратил на нужды вверенного ему медучреждения и потратил ли вообще - никакие свои расходы он не смог подтвердить документально, все только на словах, - говорит Дмитрий Симанович.
В самом хосписе о бывшем заведующем отзываются по-разному.
- За то время, что я работаю в хосписе, это был лучший руководитель. Он действительно заботился и о нас, сотрудниках, и о пациентах. Ну да, деньги брал. А как вы хотели, без денег разве что сделаешь? Зато больницу в божеский вид привел, - говорит одна из медсестер.
- Жадный, - одним словом характеризуют его другие.
Но независимо от того, расхитителем или благодетелем, как некоторые пытаются его представить, был Александр Зорин, то, что платили ему и без того безутешные родственники обреченных болезнью людей, симпатии не вызывает.
Тонкости казуистики: в большинстве случаев потерпевшими стали не люди, а больница, так как юридически заведующий клал к себе в карман деньги не больных, а... больницы.
И только родные шестерых пациентов с онкологическими диагнозами признаны потерпевшими по уголовному делу - эти эпизоды квалифицированы как мошенничество.
- В интересах 70-летнего инвалида II группы мы предъявили гражданский иск о взыскании лично с Зорина 104 тыс. рублей, - говорит Дмитрий Симанович. - Остальные пятеро потерпевших подавать в суд отказались.
Многие из обманутых Александром Зориным больных уже умерли.