03.04.2014 23:29
    Поделиться

    Эксперт: Треть населения страдает от деформации носовой перегородки

    Каждый третий в мире страдает от деформации носовой перегородки
    Головная боль от гайморита? Дышать носом или ртом? Есть ли связь между гландами и импотенцией? Об этом обозреватель "РГ" беседует с доктором медицинских наук заведующим ЛОР-отделением Московской городской клинической больницы N 59 профессором Михаилом Лейзерманом.

    Михаил Григорьевич, бытует мнение, что именно в межсезонье обостряются болезни уха, горла и носа. Это действительно так?

    Михаил Лейзерман: Да. Переход от одного времени года к другому - самое оно для развития именно этих болезней. Почему? Да потому, что организм адаптирован к одним условиям, а ему предъявляются совершенно другие. Нет нужной адаптации. А значит, есть условия для развития болезни.

    И это фатально?

    Михаил Лейзерман: Не совсем так. Почти не болеют люди, которые не подвергают себя сквознякам, переохлаждению, а заболев, вовремя обращаются к врачу, занимаются хотя бы элементарным закаливанием, хотя бы зарядку по утрам делают, правильно питаются. Но таких немного. Похоже, мы без работы никогда не останемся.

    Какие болезни уха, горла и носа лидируют? Какие в хвосте?

    Михаил Лейзерман: Лидируют воспалительные заболевания придаточных пазух носа и уха: острый гайморит, острый средний отит, обострение хронических болезней слизистой оболочки носа, гортани. А в хвосте? Меньше всего в переходные периоды страдают ангиной.

    А почему бытует такое выражение - "держать нос по ветру"?

    Михаил Лейзерман: Думаю, это не относится к заболеваниям. Это относится к поведению человека в обществе. А нос - орган из наиболее чувствительных.

    Потому он так часто не дышит? Потому именно в нем возникают проблемы, способные превратить жизнь человека в сущий ад? Что с этим делать?

    Михаил Лейзерман: Начну с аденоидов. Это просто бич многих ребятишек. При них в носоглотке разрастается лимфоидная ткань, которая нарушает носовое дыхание, вызывает хронические насморки, препятствует правильному развитию лица, зубов, челюсти. Поэтому очень советую родителям, бабушкам, дедушкам относиться к сопению и храпению своего ребенка самым серьезным образом. Не спешить лечиться по советам "тети Мани" или Интернета. Надо срочно идти к специалисту.

    А специалист почти наверняка посоветует удалить аденоиды?

    Михаил Лейзерман: Посоветует. Это главный путь избавления от дальнейших весьма серьезных неприятностей. Такая операция не должна вызывать страх: ее техника, система обезболивания отработаны.

    А гланды удалять надо? Бытует мнение, что у мальчиков такая операция не проходит бесследно и может через годы привести к ранней импотенции?

    Михаил Лейзерман: Насколько мне известно, это мнение не имеет под собой никаких оснований и доказательств. Небные миндалины - гланды - удаляются в том случае, когда они перестают выполнять свои функции защиты организма от инфекции. Когда они перерождаются и становятся патологическим очагом, механизмом запуска многих системных болезней.


    Михаил Лейзерман: Операция не должна вызывать страх: ее техника, система обезболивания обработаны. Фото:Сергей Михеев

    Лучше всего операции по поводу гайморита, удаление миндалин, аденоидов проводить зимой? Или это тоже заблуждение?

    Михаил Лейзерман: Заблуждение. Я оперирую таких пациентов более 40 лет и не вижу никакой зависимости результатов таких вмешательств от времени года. Более того, скажу, что летом, осенью, больше возможностей питаться овощами, фруктами, выращенными в данном регионе, даже прямо с грядки. А это очень полезно для организма.

    Большая беда, если нос не дышит, если человек дышит только ртом...

    Михаил Лейзерман: Конечно! Нос выполняет различные, очень важные для организма функции: очищает вдыхаемый воздух, согревает его, увлажняет. Не говорю уж о том, что только нос обладает способностью различать запахи. И если он не дышит, человек всего этого лишен.

    И значит если перегородка, которая у каждого из нас есть в носу, меняет свою форму, если она деформирована, то ее необходимо исправить? Не так ли?

    Михаил Лейзерман: Обязательно. Это одна из самых распространенных операций в нашей специальности. Около трети всего населения мира, Россия в том числе, страдает от подобных деформаций. И ЛОР-хирурги успешно справляются с этой бедой. Особенно в последние 10-15 лет: появилась эндоскопическая аппаратура, современные микроскопы, высокотехнологичная хирургия, лазерная, радиоволновая, ультразвуковая аппаратура. Это позволяет нам оперировать щадящими методами с высокой эффективностью.

    У вас в больнице такие возможности есть?

    Михаил Лейзерман: Конечно. Главный врач больницы Вячеслав Витальевич Бахитов, как принято теперь говорить, очень продвинутый в этом плане руководитель. И все новое, что появляется, он старается внедрить в нашу практику.

    В литературе, скажем, XIX века нередко упоминание о том, что герои, отправляясь почивать, обязательно надевают на голову чепец. А в наше время все твердим о том, что ноги нужно держать в тепле, а голову в холоде. Кто прав?

    Михаил Лейзерман: На самом деле охлаждение ног, рук, и, конечно же, головы ведет к рефлекторному спазму сосудов носа и горла. А это путь к развитию воспалительных заболеваний. Не могу не отметить, что наша зима, а также переходные периоды года значительно отличаются от европейской погоды и климата. А именно оттуда к нам пришла мода ходить в зимнюю пору без шапки, в легкой обуви.

    Нам категорически противопоказано не носить головной убор, теплую обувь зимой, в осеннюю и весеннюю стужу. Я не ратую за чепцы: сейчас в наших домах зимой тепло, раньше такого не было, и наши предки были правы, когда берегли голову от холода. Чепец не нужен. Однако это вовсе не значит, что голову надо держать в холоде. Это опасно. Всегда нужна одежда по погоде, всегда и во всем надо знать меру.

    Визитная карточка

    Михаил Григорьевич Лейзерман, доктор медицинских наук, профессор

    Родился в 1948 году в Оренбурге. В 1972 году окончил Оренбургский медицинский институт. Затем 20 лет работал в Оренбургской железнодорожной больнице. Защитил кандидатскую диссертацию. В 1988 году переехал в Москву.

    Два года работал в Басманной больнице, а с 1990 года в городской клинической больнице N 59. Заведует лор-отделением. В 1999 году защитил докторскую диссертацию "Новые технологии в лор-хирургии".

    Женат. Его жена Инна Борисовна тоже врач. Врач и сын Олег. И, похоже, что внучка Вероника, которой сейчас 14 лет, тоже посвятит себя медицине.

    Поделиться