Профессор: Возраст не помеха для сложнейших операций на суставах

Коленные и тазобедренные суставы можно лечить быстро и эффективно. Об этом обозреватель "РГ" беседует с заведующим городским Центром эндопротезирования клинической больницы им. Боткина профессором Валерием Мурылевым.

Валерий Юрьевич, знакомый, которому 87 лет, сломал шейку бедра. Лег в госпиталь ветеранов войн N 3. Там его успешно прооперировали. Возраст не помеха?

Валерий Мурылев: Не понимаю, что вас удивило? Это же обычная практика в современной травматологии и ортопедии. Возраст значение не имеет. Имеет значение только общее состояние здоровья пациента.

Что значит "общее состояние"? Вы недавно провели эндопротезирование тазобедренного сустава пациенту, который проходит программный гемодиализ, то есть он страдает хронической почечной недостаточностью. Это что, не помеха?

Валерий Мурылев: Теперь нет. Другое дело, что такого пациента нужно очень профессионально, грамотно подготовить. Подобные операции мы проводим уже 4 года. Работаем вместе со специалистами отделения гемодиализа.

1 миллиметр - с такой точностью устанавливается имплант под контролем компьютерной системы

Попасть в Боткинскую больницу на подобную операцию можно без проблем? Или все-таки это удел избранных?

Валерий Мурылев: Принимаем всех пациентов. Консультативный прием ведется по направлению районных поликлиник в рамках обязательного медицинского страхования. Сам пациент за это не платит. Такого пациента включают в так называемый "лист ожидания". Иногородний россиянин пользуется теми же правами. Другое дело, что эндопротез, в отличие от москвича, он должен купить сам. В среднем мы оперируем от 25 человек в неделю. Из них 3-5 - не москвичи.

Москвичам никаких привилегий?

Валерий Мурылев: Привилегии есть, особенно москвичам Северного округа. Они "приписаны" к Боткинской больнице. Так вот: в первую очередь идут они, потом из других московских округов, затем пациенты из других регионов. А вот если из дальнего зарубежья, не россияне, то лечатся по ПМУ - платным медицинским услугам. В нашей больнице действует специальный отдел. Он пользуется немалой популярностью.

Почему?

Валерий Мурылев: Скажем, пациенту нужно пройти обследование. Это можно сделать сейчас, а можно амбулаторно в своей поликлинике. Пациент, как правило, не хочет ждать. И тогда он обращается в отдел платных медицинских услуг, и все обследования проходит сразу. Это особенно касается пациентов, которым сложно передвигаться, которые далеко живут.

Ждать никому не хочется...

Валерий Мурылев: В Италии норма ожидания обычного, по медстрахованию амбулаторного рентгенологического обследования суставов 3-4 месяца. Это практика многих стран Европы. И там на это никто не жалуется.

Но почему же мы все стремимся лечиться именно там?

Валерий Мурылев: В России немало отменных специалистов. Другое дело, организация помощи, сервис. Тут мы проигрываем, особенно в реабилитации. Хорошо, что теперь пациент с полисом обязательного медицинского страхования может сам выбирать медучреждение. Если рядом клиника не отвечает современным требованиям, то пациент может отправиться в ту же Боткинскую больницу в Москве. И никто ему не в праве в том отказать.

В ортопедии проводятся операции с помощью роботов?

Валерий Мурылев: Пока мы работаем с компьютерной навигацией. Но роботы на подходе. Что такое компьютерная навигация? Это значит, что операции по эндопротезированию коленного или тазобедренного сустава проходят под контролем компьютерной системы. Это позволяет установить имплант с точностью до 1 миллиметра и 1 градуса. Строго индивидуально. При стандартной методике такая точность исключена. А внедрение робототехники, надеемся, расширит возможности эндопротезирования.

Мастерство хирурга станет не столь важно?

Валерий Мурылев: Робот работает не сам по себе. Он управляется руками хирурга и зависит от его мастерства.