06.04.2014 09:33
    Поделиться

    В Воронеже тени станцевали "Части тела"

    Теневой перформанс "Части тела" представили воронежцам режиссер Вячеслав Игнатов и известный хореограф Денис Бородицкий в рамках арт-проекта Molodost’.

    Четыре артиста вынесли на сцену старые чемоданы со своими "пожитками" - груз опыта и незабытых эмоций, всего того, что придает весу личности, - не без труда заставили себя их открыть и принялись, сменяя друг друга, оживлять непридуманные истории. Эпизоды, которые когда-то сильно на них повлияли. Стояние в углу - целый день, мама же сказала: "Я узнаю, если выйдешь!" Драка с одноклассником, глупая и опасная. Влюбленность, страсть, ссора, разрыв. Свадьба.

    Нехитрые случаи, которые вряд ли увлекли посторонних, - если бы не оказались так эффектно сыграны, подсвечены и масштабированы: в буквальном и переносном смысле. Секрет волшебства - пластика тела, белый занавес и фонарики. И вот уже тени скользят, скачут, кривляются, двоятся, то и дело меняются в размере. Живут сами по себе. Как живет в нас прошлое, не согласное делаться мельче по законам перспективы.

    Фоном, помимо музыки и небольших пояснений, звучали… размышления французского философа XVII века Блеза Паскаля. Ключевой отрывок таков. Если целое - человек, организм, то резонно ли считать человеком его части? Его голову или руку, его вены или каждый их отрезок - самостоятельны ли части тела настолько, насколько им самим это может казаться? Ближе к финалу этот образ воплощают все четыре героя - представляя ту или иную часть целого. Организма, семьи, общества, как вам будет угодно. Ответом на вопрос Паскаля становится математически доказанное "нет".

    Спектакль поставили в московском центре театральных инноваций "Открытая сцена", призванном "давать дорогу" молодым творческим специалистам и коллективам. Ведь после окончания вуза нужно где-то зарекомендовать себя, чтобы получить приглашение на постоянную работу. Подобным образом в Санкт-Петербурге действует лаборатория "ON.Театр" (собственно, у этих проектов один продюсер - Милена Авимская). Так вот, на "Открытой сцене" режиссер Вячеслав Игнатов, получивший в 2010-м "Золотую маску" за кукольный спектакль, смог соединить contemporary dance и игру теней. Для первой составляющей действа он пригласил Дениса Бородицкого и профессиональных танцовщиков Егора Маслова и Марину Херолянц (она, к слову, родом из Воронежа). Для второй - Руслана и Марию Вольфсон, чей профиль - театр кукол и театр теней. В итоге танцуют все.

    - Наверное, было бы нечестно, если бы ребята просто двигались, а мы с Машей фон подсвечивали. Вот нас и вывели вперед, - рассказал Руслан. - В училище мы танцевали что-то, я для себя какие-то элементы брейка учил. Но то раньше. А тут - я помню, как Денис мне первый раз сказал: "Необязательно что-то танцевать, можно просто стоять на сцене, руками вот так сделал - и все"…

    Дальше больше, и в спектакле Вольфсоны задействованы по полной. Хотя основная их нагрузка - светить.

    - Мне было очень интересно попробовать поработать с тенями. Они могут быть очень большими или очень маленькими, могут "расщеплять" человека. Актер статичен - а они пляшут, актеры движутся, а тень не трогается с места. Это такая магия! Я вообще считаю, что для современного танца свет - главное, он дает динамику и позволяет создать на сцене отдельный мир, - пояснил хореограф Денис Бородицкий. - Изначально Слава не говорил, что будет использовать какие-то тексты, просто он их, видимо, в тот период читал и увидел параллели с тем, что мы делали. Однажды он принес томик Паскаля и сказал, что фразы оттуда будут звучать в спектакле. Я не сразу принял его подход (актерам раздали вопросник, попросив набросать знаковые для них истории из жизни, а потом собрали из этого сюжет. - "РГ"). Но в итоге понял - так и нужно было! Подобным образом делался спектакль по Ионеско: от пластических этюдов мы пришли к некой законченной форме с помощью текста.

    По убеждению Бородицкого, нет ничего странного в том, что хореографическая постановка существует не только под музыку, но и под текст: танец вырастает из отношения к звуку. Звуком может быть тишина или любой текст, который создает атмосферу (так, в финале "Частей тела" фоном для движения служат сентенции Паскаля). Сам Денис танцевал, например, под Бродского - мелодией там становилась сама стихотворная речь, интонация чтеца задавала ритм и образ.

    Прямая речь

    Милена Авимская, продюсер проекта "Открытая сцена" (Москва) и лаборатории "ON.Театр" (Санкт-Петербург):

    - К вопросу о том, как понимать contemporary art. Мне кажется, в искусстве очевидна некая пауза. И тенденция времени - извлекать содержание из ничего. Такие композиторы, как Дмитрий Власик или Александр Маноцков, извлекают музыку из орешков, из бумажек, из пальцев. Сегодняшний театр - театр уже не действия, не мысли, а… месседжа, что ли. Например, у Вырыпаева в "Практике" вышла премьера: сидят на сцене два артиста и читают книгу. Даже не пьесу! Так же происходит и в contemporary dance, поэтому может показаться, что танцор "просто двигает руками". Современное искусство дает возможность звучать всему - обычному слову, той же руке… и пустоте.

    Денис Бородицкий, хореограф, худрук труппы "Boroditsky Dennis Dance Company" (B.D.D.C.):

    -Чтобы освоить язык contemporary dance, надо общаться с теми, кто его создает, узнавать о них больше. Для меня "Квадрат" Малевича был непонятен до тех пор, пока я не прочел об этом художнике. Конечно, в нашей стране существует такой тотальный традиционный театр, а все, что кроме, воспринимается так, как воспринимается. Допустим, спектакль "Части тела" хорошо воспринимается и детьми, и взрослыми, там нет ничего шокирующего или нарочито туманного. Но вообще я отдаю себе отчет в том, что 95 процентов людей не понимает contemporary и того, что мы делаем. И меня это не пугает. Сегодняшние дети вырастут и будут по-другому смотреть на искусство. Главное - выстроить свою шкалу, для чего надо смотреть больше образцов. Хороших и не очень, для сравнения.

    Поделиться