Чем Россия укрепит обороноспособность Крыма

В ближайшие шесть лет в Крыму будут развивать военную инфраструктуру. План Минобороны РФ предусматривает оснащение дислоцированных на полуострове соединений и частей современным вооружением и техникой. Мы рассказываем о том, чем именно предполагается "подкрепить" Крым.
Фрегаты проекта 11356

Шесть новых фрегатов проекта 11356 военные моряки должны получить через два года. Головной фрегат "Адмирал Григорович" уже спущен на воду; в Калининграде заложено еще четыре судна: "Адмирал Эссен", "Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Истомин". К строительству шестого корабля планируется приступить в нынешнем году.

Многоцелевые суда, предназначенные для ведения боевых действий - как против кораблей, так и подводных лодок, могут самостоятельно отражать нападение с воздуха, а также делать это в составе соединения. Фрегаты имеют длину почти 125 метров, ширину 15 метров, полное водоизмещение 4035 тонн. Максимальная скорость хода судов - 30 узлов, дальность плавания экономическим ходом - 4850 миль. В автономном режиме фрегаты могут провести до 30 суток. Экипаж состоит из 180 человек.

Главная энергетическая установка кораблей - двухвальная газотурбинная, состоящая из двух форсажных и двух маршевых газотурбинных двигателей. Ее суммарная мощность - 56 тысяч лошадиных сил. Для большей защищенности в строительстве судов применяются методы архитектурной защиты с технологией "стелс".

Новые фрегаты имеют качественно новое вооружение. Его основа - ракетный комплекс "Калибр-НК", созданный в екатеринбургском ОКБ "Новатор". Он предназначен для поражения надводных кораблей и подводных лодок, а также стационарных целей, находящихся на суше. Система состоит из восьми самонаводящихся крылатых ракет, обладающих дальностью стрельбы от 10 до 300 километров. По некоторым данным, прямых иностранных аналогов "Калибру-НК" сегодня нет. Старт ракет комплекса осуществляется вертикально, а потому он размещается компактно: в носовой части корабля, под его палубой. Установка может хранить и запускать еще три типа противокорабельных ракет (в числе которых - ракета среднего радиуса действия "Оникс" и крылатые ракеты большой дальности). Это дает возможность поражать как одиночные, так и групповые цели, в любое время года, на любом участке Мирового океана.

Фрегаты оснащены зенитно-ракетным комплексом "Штиль-1", который способен организовать круговую оборону судна от воздушного нападения (в том числе, от массированных авиационных атак и ракетных ударов) и может поражать надводные и наземные цели. В состав комплекса входят три боевых модуля с 36 ракетами. Зона действия "Штиль-1" - высоты от пяти метров до 15 километров, на расстоянии до 50 километров. Одновременно комплекс может вести обстрел до 12 воздушных целей. Пусковые установки размещаются на корме, либо на носу корабля.

Также на судах устанавливают одноорудийный артиллерийский комплекс 100-миллиметрового калибра; зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Палаш" (он обороняет судно от высокоточного оружия и поражает малоразмерные цели); два спаренных 533-миллиметровых торпедных аппарата и реактивную бомбометную установку. Корабли оборудованы ангаром и взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27 (либо Ка-31).

Подводные лодки проекта 636

Предполагается, что две субмарины должны пополнить боевой состав Черноморского флота до нового года, еще две - в 2015 году и остальные - в 2016-м. Дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 636 класса "Кило" - это улучшенный вариант  малошумной субмарины проекта 877ЭКМ (экспортный коммерческий модернизированный). В проектировании конструкторы учли уже накопленный опыт боевого применения различных типов лодок в разнообразных условиях Мирового океана.

Главная задача субмарины - защита военно-морских баз и побережья, уничтожение подводных и надводных кораблей противника, разведка и другие задачи. Лодка проекта 636 имеет традиционные для отечественных субмарин два корпуса. Она обладает высоким запасом непотопляемости и плавучести. В подлодке находится шесть отсеков с водонепроницаемыми перегородками: при затоплении одного из них, а также двух прилегающих цистерн главного балласта одного борта субмарина остается на плаву и сохраняет боеготовность.

Субмарина сохранила все достоинства проекта 877ЭКМ, но, благодаря увеличенным размерам, превзошла предшественницу по мощности дизель-генераторов, скорости полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой (РДП), а также уровню собственного шума (он снижен до уровня шумового фона моря). На подлодке установлен более тихий дизель-генератор, поверхность наружного корпуса имеет антиакустическое резиновое покрытие. Также сумбарина имеет больший радиус действия, увеличенную огневую мощь и повышенные акустические характеристики. Большинство систем подлодки автономны, они управляются с главного командного пункта и с местных постов.

Вооружение подлодки - шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, которые расположены в ее носовой части, с 18-ю торпедами, которые можно заменить на 24 мины. В качестве систем ПВО используются восемь ПЗРК "Стрела-3", либо "Игла". Субмарину предполагается усилить противокорабельным ракетным комплексом типа "Club-S" с перспективными комплексами радиоэлектронного вооружения.

Истребители Су-27

Сейчас на крымских военных аэродромах в Гвардейском и Каче дислоцируются фронтовые бомбардировщики и разведчики Су-24, амфибии Бе-12, боевые и транспортные вертолеты. Имеется информация, что на полуостров могут также дополнительно перебросить многоцелевые высокоманевренные всепогодные истребители четвертого поколения Су-27.  Этот самолет (по обозначению НАТО Flanker, "заходящий с фланга") был создан как перехватчик в ответ на разработку США истребителя F-15. "Специализацией" Су-27 стало завоевание превосходства в воздухе.

Во время разработки Су-27 конструкторы создали целый ряд новых комплектующих. Так, для того, чтобы достичь нужных характеристик системы управления, снижения габаритов и массы ее агрегатов, впервые в серийном производстве было решено использовать гидросистему с повышенным до 280 килограммов на квадратный сантиметр рабочим давлением, а также принципиально новые типы рулевых приводов. В систему управления вооружением был включен независимый информационный канал - оптико-локационная станция. В рамках программы перевооружения для истребителя разработали новое поколение управляемых ракет средней и малой дальности.

Максимальная скорость воздушного судна на большой высоте (до 18,5 километра) - 2500 километров в час; максимальная дальность полета - 3900 километров. Маневренность истребителя позволяет выполнять ряд уникальных фигур высшего пилотажа - например, "Колокол", "Кобра Пугачева" (известная пилотажная группа "Русские витязи" летает именно на Су-27). С 1986 по 1990 год на опытном самолете летчики-испытатели установили 41 официально зарегистрированный мировой рекорд скороподъемности и высоты полета. Пилотажно-навигационный комплекс истребителя дает возможность совершать пилотирование днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

Вооружение Су-27 - встроенная 30-миллиметровая пушка с боекомплектом в 150 снарядов, шесть управляемых ракет класса "воздух-воздух" средней дальности, четыре ракеты ближнего боя. Сегодня Су-27, наряду с МиГ-29, является основным истребителем ВВС и ПВО России, признанным одним из наиболее эффективных в мире.

Противолодочные самолеты Ту-142 и Ил-38

Россия также может укрепить обороноспособность Крыма противолодочными самолетами Ту-142 и Ил-38.

Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 разработали для борьбы с новейшими атомными американскими подводными лодками, вооруженными баллистическими ракетами типа "Поларис". Он сделан на базе Ту-95РЦ. Конструкторы внесли ряд поправок, которые улучшили аэродинамику воздушного судна, увеличили эффективность управления воздушным судном. Противолодочный комплекс Ту-142 состоит из средств поиска, обнаружения и уничтожения атомных подводных ракетоносцев, а также магнитометр. Поисково-прицельная система типа "Беркут", установленная на самолете, выставляет по определенной схеме гидроакустические буи, обрабатывает информацию, которая с них поступает и определяет место нахождения цели - подводной лодки.

Вооружение Ту-142 - две 23-миллиметровых пушки, противокорабельные ракеты, противолодочные торпеды и глубинные бомбы. Самолет имеет максимальную скорость полета 800 километров в час, боевую нагрузку в 8845 килограммов. В экипаж входят 10 человек.

Ил-38 был построен на основе пассажирского лайнера Ил-18В. В проекте нового воздушного судна заложили высокую степень автоматизации режимов полета и решения противолодочных задач. Ил-38 стал первым отечественным самолетом, на котором установили бортовую цифровую вычислительную машину.

Вооружение воздушного судна - две противолодочные торпеды, морские мины и маркеры (ориентирные морские авиабомбы), противолодочные бомбы. Поиск ведется при помощи системы "Беркут". Экипаж самолета состоит из семи человек.

Вертолеты Ка-27 и Ка-29

После модернизации аэродромной инфраструктуры в Крым могут дополнительно перебросить вертолеты Ка-27 и Ка-29. Первое воздушное судно - это развитие противолодочного вертолета Ка-25, имеющее двухвинтовую соосную схему. Ка-27 может базироваться на боевых кораблях; его главная задача - поиск, обнаружение и поражение подводных лодок. Также он может участвовать в поисково-спасательных операциях, перевозке грузов, причем, в экстремальных условиях.

Вертолет оснащен пилотажным и навигационным комплексами, поисково-прицельной радиолокационной системой "Осьминог" кругового обзора, а также опускаемой гидроакустической станцией, магнитометрами, радиогидроакустическими буями и маркерами. В качестве вооружения на Ка-27 могут применяться самонаводящиеся торпеды, ракеты-торпеды, до 10 противолодочных авиабомб и двух ориентирных морских авиабомб.

Транспортно-боевой вертолет Ка-29 построен на базе Ка-27. Его назначение - повышение мобильности и эффективности десантных операций на воде, а также уничтожение бронированных надводных и наземных целей. Воздушное судно, помимо этого, может доставлять с берега на корабль и наоборот подразделения и грузы десантных войск.

Боевой вариант Ка-29 имеет ракетное, стрелково-пушечное и бомбардировочное вооружение. Транспортный вертолет оснащен четырехствольным пулеметом калибра 7,62 миллиметра с 1800 патронами. В кабине помещается до 16 полностью экипированных десантников, четверо раненых на носилках, семь сидячих раненых с медработником или до двух тонн грузов. Также вертолет может транспортировать крупногабаритные грузы до четырех тонн на внешней подвеске.