Максим (после прибытия в США - Макс Алан) и его двухлетний брат Кирилл (Кристофер Элвин) К. были усыновлены американской семьей Шатто из Печорского дома ребенка в конце 2012 года. 21 января 2013 года Максим был доставлен с травмами в больницу, где скончался. Власти США объявили, что смерть Максима не связана с насилием: по заключению судмедэкспертизы, причиной смерти Максима стал разрыв брыжейки тонкой кишки в результате неудачного падения. Российскую сторону эта официальная версия смерти российского сироты не удовлетворила, а проверка процедуры усыновления супругами Шаттто братьев К. выявила допущенные нарушения. В результате Псковским областным судом было 23 декабря прошлого года принято решение об отмене усыновления американцами младшего мальчика. Супруги Шатто, которые могли обжаловать решение российского суда, этого не сделали и до сего дня никакой реакции от них не последовало. Как прокомментировал это председатель Псковского облсуда Валерий Кондратьев, "наверное, посчитали это ненужным". Поскольку теперь решение суда по делу Кирилла К. окончательно вступило в законную силу, встал вопрос о том, как вернуть Кирилла К. в Россию. Валентина Чернова сказала, что псковские органы опеки, которым по закону супруги Шатто должны передать ребенка, ждут от МИД РФ разъяснений относительно такой процедуры, поскольку подобных прецедентов в нашей стране не было.
"Я абсолютно уверен, что супруги Шатто не признают решения псковского суда, они поэтому его и не обжалуют, - прокомментировал складывающуюся ситуацию Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, который с первого дня, как российской стороне стало известно о трагедии с Максимом К., взял дело братьев К.х под личный контроль. "Это проявление двойного стандарта: когда усыновляли Кирилла и Максима, супруги Шатто сами стояли перед судьей, давали обещание, что они будут ухаживать за детьми и соблюдать их права. Но когда возникла ситуация, они даже не прислали своего представителя, как сделала Тори Хэнсен, бывшая приемная мать Артема Савельева", - сказал Астахов в интервью РИА Новости. Говоря о перспективах этого дела, он сказал: "Я убежден, что США сделают все, чтобы не отдать мальчика, иначе для них это будет серьезная имиджевая потеря".
При этом российский омбудсмен убежден, что российско-американское сотрудничество в детской сфере необходимо продолжать, несмотря на напряженную политическую ситуацию. "Наша тема - сугубо гуманитарная и, конечно, никакие санкции на нее распространяться не должны. Впрямую США не отказывались от защиты прав ранее усыновленных российских детей, но и ускорения в этом процессе тоже не наблюдается", - говорится в пресс-релизе Павла Астахова, опубликованном на официальном сайте Уполномоченного по правам ребенка. Последние переговоры по вопросам соблюдения прав российских детей в США, - сообщает Астахов, - прошли в июне 2013 года в Вашингтоне. Стороны договорились о создании единой базы данных по детям, вывезенным из РФ, а также по усыновителям. По данным госорганов США, на учете официально состояли 61625 детей из РФ.
"Что касается более детальной информации, с паспортными данными, с данными о приемных семьях, условиях содержания, прошел почти год, и пока такие сведения американцы так и не передали", - заявил Астахов. Американская сторона, по его словам, дважды отказалась приехать на переговоры в Москву по вопросам соблюдения прав детей-сирот из РФ. Он напомнил, что год назад, в ответ на "закон Димы Яковлева", запрещающего усыновление иностранцами российских детей-сирот, перестала существовать рабочая группа Россия-США по гражданскому обществу, куда входила и группа по делам детей. "А теперь американцы, - сообщил российский омбудсмен, - отказались от участия в президентской комиссии, в рамках которой мы проводили встречи рабочей группы по детям с участием департамента юстиции США, представителей спецслужб. Это, конечно, не санкции. А такая, я бы сказал, самоизоляция. Наоборот, надо больше "мостиков" перебрасывать - и профессиональных, и экспертных. Тогда мы будем лучше друг друга понимать".