За последние 10 лет на модернизацию и закупку новых технологий для госпредприятий, выпускающих вакцины, не было выделено ни одного рубля. Такая позиция по отношению к собственным предприятиям может привести к серьезным проблемам уже в ближайшие годы, особенно в части все большей зависимости РФ от зарубежных производителей вакцин.
Первые звоночки уже есть. С 2012 года в рамках Национального календаря профилактических прививок систематически нарушаются сроки поставок инактивированной вакцины против полиомиелита. Объясняют это тем, что в первую очередь комбинированные вакцины выпускаются в рамках национальных программ западных стран, а в Россию моновакцину поставляют по остаточному принципу.
Российское здравоохранение опасно зависимо от иностранных компаний в самых разных областях. В сфере обеспечения Национального календаря профилактических прививок ситуация усугубляется текущим, фактически бедственным положением отечественных производителей иммунобиологической продукции.
До 2014 года государство ежегодно тратило на закупку вакцин для Нацкалендаря около 5 млрд рублей. При этом российским производителям отводится роль поставщиков самых дешевых вакцин. В общей сложности российские производители поставляют 90 млн доз вакцин стоимостью 3,5 млрд руб. (от 2,8 до 90 рублей за 1 дозу), в то время как зарубежные поставщики обеспечивают поставки всего 10 млн доз вакцин но за 1,5 млрд рублей (от 100 до 5000 рублей за 1 дозу).
Кстати, если российский календарь прививок полностью закупить за рубежом, затраты федерального бюджета увеличатся, по самым скромным подсчетам, до 24 млрд рублей в год. Естественно, что при таких ценах зарубежные производители не хотят передавать технологии производства современных вакцин в РФ, ограничиваясь в лучшем случае розливом и упаковкой.
Еще десять лет назад качество отечественных вакцин не вызывало сомнений, а эффективная система санэпиднадзора позволяла предотвращать различные эпидемии. Сегодня в результате полного отсутствия поддержки со стороны государства наши предприятия имеют целый ряд проблем с основными фондами, с изношенным оборудованием, с отсутствием современных технологий производства и т. д.
А что делаем мы? Снова вкладываем столь необходимые для модернизации предприятий бюджетные средства на закупку не первой необходимости западной вакцины. В 2014 году уже выделено на закупку вакцины против пневмококковых инфекций более 4,0 млрд рублей, что сопоставимо с затратами на покупку всех вакцин отечественного производства.
Стоимость одной дозы такой вакцины составляет примерно 1200 руб. На российском рынке "неожиданно" нашелся пока только один производитель вакцины против пневмококковых инфекций, содержащей серотипы с максимально возможным покрытием инфекционных возбудителей, как того требует проект приказа минздрава. Наладить у нас в стране розлив и упаковку своей вакцины и даже попасть в Нацкалендарь прививок не так уж сложно. Но этот производитель - американская компания. Получается, что в то время, когда российские предприятия с трудом сводят концы с концами, бюджетные средства направятся прямехонько за океан.
Такие щедрые жесты в сторону Запада мы делаем на фоне отсутствия в стране современных технологий производства комбинированных вакцин. Наш Национальный календарь профилактических прививок сопоставим разве что с календарем небольшой страны из Азиатско-Тихоокеанского региона, а моновакцинами сегодня детей не прививают даже в Африке в рамках гуманитарных программ ВОЗ. Очевидно, что подобными решениями отечественное производство вакцин не вывести из кризиса.
Об эффективности вакцин против пневмококковых инфекций можно узнать из открытых источников. По данным медицинских СМИ, в 2010 году в США, где прививка от пневмококковой инфекции делалась детям уже около 10 лет, наблюдался рост опасного осложнения, которое обычно бывает после пневмонии. С одной стороны, после введения вакцины Превенар американской компании Pfizer заболеваемость бактериальной пневмонией значительно снизилась (на 50%). Однако вскоре ученые зафиксировали 70-процентный рост случаев серьезного инфекционного осложнения, опасного для жизни, которое называется эмпиема (скопление гноя в полости грудной клетки).
Столь резкий рост эмпиемы объяснялся подавлением вакциной определенных типов пневмококков, освободившим дорогу для других, более агрессивных микроорганизмов, имеющих резистентность к антибиотикам. Но в отличие от пневмококков микроорганизмы, вызывающие развитие эмпиемы, этой вакцине не по зубам, поэтому вместо пневмонии дети стали чаще болеть эмпиемой.
По словам руководителя исследования, проведенного в Детской больнице Калифорнийского университета в Дэвисе, доцента педиатрии Су-Тинг Ли (Su-Ting T. Li), число микроорганизмов, приводящих к этому опасному осложнению, стремительно растет, так как они лишаются своих прямых "конкурентов". Госпитализация детей до 18 лет с эмпиемой выросла в США в тот период на 70%. Число осложнений пневмонии, согласно американским статистическим данным, выросло на 45%.
Более того, как показывает международная практика, только до 20% от общего числа родителей, дети которых подлежат вакцинации на стадии введения новых вакцин в Нацкалендарь, соглашаются на вакцинацию. Возникает закономерный вопрос: даже если прививку согласится сделать каждый третий родитель, куда денут оставшуюся дорогостоящую вакцину стоимостью более 2,5 млрд рублей?
Можно много говорить о биологической безопасности страны, выпускать фильмы-страшилки про коварство внешних врагов и террористов. Но если трезво подумать, то настало время констатировать: никакой враг нам так не опасен, как собственная беспечность и недальновидность.
Сегодня ситуация может еще больше усугубиться. Возможное введение Европой и США новых санкций, например, запрет на поставки ряда вакцин, технологичного оборудования, необходимого для производства и контроля качества иммунобиологических препаратов, сырья и материалов для их производства (до 70% поставляется из-за рубежа) окончательно добьет нашу иммунобиологию.
На этом фоне становится понятным, что при сохранении текущего положения дел в иммунобиологии, Россия не сможет обеспечивать себя необходимыми препаратами и сохранять на должном уровне эпидемиологическую безопасность, не говоря уже о здоровье будущих поколений, очень скоро. Так почему бы не направить еще не потраченные средства на модернизацию собственных производственных мощностей и разработку новых препаратов, нежели на закупку сомнительной в своей необходимости для нашего здоровья вакцины.